На подготовительном этапе хор и сольфеджио часто существуют как единый предмет. Используются одни и те же наглядные пособия, которые в дальнейшем могут употребляться более дифференцировано, когда хор и сольфеджио станут двумя разными уроками. Однако ученики с интересом занимаются по ним не один год. Дети развиваются через наблюдение, сочинение, движение и голос. Эмоции и фантазии пробуждают речь, голос, тембр. Сказка и импровизация, общение и предложение своих сценариев раскрывают все таланты и маленького ребёнка, и подростка. На основе алгоритма, разыгрывания антонимов (художественного тактирования), художественного чтения стихов и ладо-вокальных жестов Д. Е. Огороднова Викторией Огородновой придумана многосерийная импровизационная сказка о Волшебном Замке и Королевской семье. В этой сказке есть постоянные и герои и канва событий, которые дети импровизационно заполняют другими героями и сочиняют дополнительные приключения.
Для занятий хора наиболее эффективны образы-алгоритмы, художественное тактирование (разыгрывание антонимов) и чтение стихов под дирижирование.
Независимо от того, есть ли на данном этапе у детей предмет “Сольфеджио”, можно успешно начинать знакомство с тем, что потом пригодится на этом предмете. Лад – это Королевский замок, тоника – Король, устойчивые ступени – Королевская семья (Король, Королева, Принцесса), неустойчивые ступени – слуги (Рыцарь, Слуга, Служанка, Подружка, Золотой петушок). Их окружает волшебный лес со сказочными животными и озером (для сочинения всевозможных приключений и вкрапления песенок, подходящих по тематике). Далее начинается сказка длиной в 1-2 года в зависимости от возраста учеников, придумываются сюжеты, путешествия и взаимодействие персонажей.
В Замке живёт дополнительный герой – Котик, который гуляет по всем этажам (песня “У кота-воркота”), её можно петь от любых ступеней, готовя детей к транспонированию. Есть подвал замка с вкусными припасами (ступени ниже тоники). Королевская семья осуществляет разные действия: просыпается, одевается, завтракает, общается, ходит по этажам, слуги прислуживают, Король защищает замок при помощи Рыцаря и Золотого петущка, садится в карету, запряжённую лошадьми, и едет по лесной дороге. Дети сразу запоминают названия нот. Когда ученики хорошо начинают ориентироваться в шкале ступеней от ноты До, можно перейти к путешествию Короля До в соседние королевства, к Королям Ре, Ми и т. д. Формируется понимание об относительной сольмизации на основе релятива Д. Е. Огороднова. Готовится простой переход к транспонированию. Подбираются любые детские песенки на 3-4 ступенях, соответствующие сюжетам и исполняющиеся с движениями рук и хорошей артикуляцией.
Оглавление:
Тема “Лес” с использованием Алгоритма и игры в антонимы
В лесу растут различные деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы. Каждому ребёнку предлагается назвать что-либо и описать. В лесу встречаются разные животные. Каждый называет какое-либо животное или птицу. Исполняется соответствующий образ-алгоритм. Желательно вывести на экран подходящие картинки, обсудить, поиграть в антонимы (например “Волк – Заяц”, “Большой – Маленький”, “Злой – Добрый”, “Туча-Солнце”, “Земля-Небо”, “Мороз – Жара”, “Дерево – Цветок” и т. д.). Придумываются маленькие сказочки и подбираются маленькие песенки.
Детям предлагается поиграть на фортепианной клавиатуре. Каждому ребёнку по желанию распределяются животные, которые находятся в том или ином участке клавиатуры, на низких, средних или высоких нотах: Медведь, Волк, Бык, Лиса, Заяц, Ёжик, Птичка, Бабочка, Комарик и т. д. (то, что предложат сами дети). Королевская семья попадает на лесной бал, где все животные по очереди появляются и “исполняют” песни на этом празднике (каждый ребёнок нажимает звуки на своём участке клавиатуры). Получается маленький концерт. Королевская семья аплодирует.
Тема “Море” с использованием алгоритма и игры в антонимы
Король, Королева и Принцесса оправились на паруснике в морское путешествие. Море спокойное, солнце яркое, небо синее. Исполняется соответствующий образ-алгоритм, фантазируя на тему водной глади, волн, прибоя, ветра. Пробуждаем детскую фантазию. Также разыгрываем антонимы “Море – Небо”, раскрашивая слова тембром голоса и развивая диапазон. Только что был штиль, но вдруг на море поднимается шторм.
Разыгрываем слова “Шторм – штиль”. Первые два такте произнесения слов – нарастание непогоды. Королевская семья пытается спастись. Драматическая кульминация происходит в третьем такте. Сильный “шквал” чуть не опрокидывает корабль. Но в четвёртом такте буря утихает, и море опять становится спокойным и ласковым.
Тема “Африка” с использованием алгоритма и игры в антонимы
Король с семьёй плывут по морю на корабле в Африку, где знакомятся с африканскими животными. Исполняется соответствующий образ-алгоритм. Детям предлагается назвать животных, живущих в Африке (Слон, Жираф, Лев, Тигр, Носорог, Крокодил, Бегемот, Обезьяна, Удав и др.). Разыгрываем антонимы: “Слон – Мышь”, “Жираф – “Удав” и т. д.). Вспоминаем детские стихи:
Дали туфельку Слону,
Взял он туфельку одну
И сказал; “Нужны пошире,
И не две, а все четыре!”
“Слишком ты большой, Жираф!” –
Говорит ему Удав.
Если б был бы ты пониже,
Я подкрался бы поближе…
Ассоциативные картинки для антонимов Слон – Мышь, четырёхтакт в двудольном размере:
Король продолжает путешествовать по Африке. Дети могут сами и с помощью педагога сочинять приключения и сюжеты, включая сюда сказку, например, про Айболита, с удовольствием включатся в музыкально-театральную и двигательную деятельность: разыгрывание антонимов, чтение стихов, импровизацию сюжетов и пение.
В качестве красочных наглядных пособий, сопровождающих игру в путешествия, предлагаются алгоритмы-образы, выполненные Викторией Огородновой
В качестве более позднего концертного и дидактического материала для сочинения следующих серий сказок про путешествия Короля по различным странам рекомендуем исполнять песни Т. В. Огородновой из цикла “Зоопарк”. Сочиняя с детьми истории про путешествия, мы знакомим их с географией, флорой, фауной и природными явлениями.
Все уроки являются интегрированными. На начальном этапе занятия хора и сольфеджио не особо отличаются, представляя собой соединение “хорового сольфеджио” и “окружающего мира”. Это благотворно сказывается на формировании понятийного, комплексного мышления.
Тема “В гостях” и игра в антонимы
Один из самых любимых для детей сюжетов – это поход в гости или на пикник. Если к дошкольному возрасту дети ещё не обладают большим опытом путешествий, и для них путешествие – это интересное знакомство с новым, то опыт “гостей” и “вкусной еды” у них уже достаточно большой. Детям всегда интересно говорить о еде, а артикуляция тренируется сама собой, стОит только упомянуть о котлетках и сосисках, о пирожных и конфетах, о бананах и клубнике. При этом они достаточно хорошо понимают, что надо иметь полноценный обед и готовы перечислить, что туда входит. Поэтому появился новый вид игровых антонимов, где четырёхтакт может представлять собой, например, такую последовательность: |помидор – огурец| суп – хлеб| картошка – котлета| торт – чай| с кульминацией, как и положено в третьем такте. Тема еды неисчерпаема, дети от неё не устают, всегда находятся в диалоге и прекрасно тренируется рефлекс хорошего открывания рта.
Тема “о природе” и образы-алгоритмы
Также великолепно идут занятия с рассказами о природе, с импровизацией о путешествиях весной, зимой, летом, осенью. Благодаря предыдущим играм речь и фантазия у детей развивается достаточно быстро. Можно использовать в сочинении сказок героев Королевской семьи, а можно и их собственный опыт, закрепляя понимание о временах года, месяцах, последовательности, температуре и природных особенностях. Здесь фантазия безгранична. Детские песенки по темам можно подобрать из любого сборника сольфеджио для подготовишек. Соответствующие образы-алгоритмы здесь.
Ассоциативные картинки для антонимов Гром – Тишь, четырёхтакт в двудольном размере:
Ассоциативные картинки для антонимов Ночь – День, четырёхтакт в двудольном размере:
Ассоциативные картинки для антонимов Туча – Солнце, четырёхтакт в двудольном размере:
Свежие комментарии