- Главная
- /
- Техника речи
- /
- Логопедия и вокал
Не секрет, что в последнее время среди юного поколения наблюдаются проблемы в психологическом и физиологическом развитии, причем с грудного периода. Это накладывает негативный отпечаток на формирование речи.
Оглавление:
Обзор логопедических проблем
Наша многолетняя практика показывает, что дети дошкольного возраста всё чаще приходят огромными логопедическими проблемами. Например, с алалией – недоразвитием или полным отсутствием речи при нормальном слухе и интеллекте. Это может быть следствием неблагополучной родовой деятельности или травм и заболеваний, перенесённых грудным младенцем.
При моторной алалии нарушаются функции лобно-теменных областей. Подросший ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь, но имеет бедную собственную фразовую речь. В психическом состоянии данных детей возможны двигательные расстройства, нарушение внимания и усидчивости. Хотя в нашей педагогической практике была девочка, которая занималась с нами с четырёх лет, имея моторную алалию, но при этом была самой внимательной и увлечённой из всей группы. С раннего возраста она могла не выключаться из процесса занятий вплоть до полутора часов. Её логопедические проблемы были решены во многом благодаря нашим занятиям пением и речью.
Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария. Слух сохраняется, но отсутствует дифференциация звуков и понимание обращённой речи. Дети не понимают речь и искажают свои слова, не откликаются на зов, но реагируют на внешние шумы. Это органическое поражение головного мозга.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Функциональная дислалия возникает в детском возрасте в процессе некорректного усвоения системы произношения. Она может возникнуть вследствие общей физической ослабленности из-за частых соматических заболеваний, протекающих в период наиболее интенсивного формирования речевой функции. Следующие факторы, которые влияют на её возникновение – это недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок, и даже двуязычие в семье.
Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте из-за повреждения периферического речевого аппарата. Причины механической дислалии: недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка); патологические изменения величины и формы языка; неправильное строение твёрдого и мягкого нёба; атипичное строение губ.
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться таким образом; отсутствие звука: ошка вместо кошка, алкон вместо балкон и т. д.; звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с; -звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л меняется на у).
Вокал и логопедия
Многие дефекты речи, если они не связаны с нарушением мозговой деятельности, можно исправить, занимаясь на наших занятиях. Как правило, исчезают проблемы, связанные с заиканием, поскольку во время пения человек не заикается. Тренировка длинного звука на выдохе прекрасно исправляет этот недостаток.
Кроме набора логопедических дидактических стихов на нашем сайте предлагаются авторские логопедические дидактические песенки, исправляющие дефекты речи. Скороговорки вводятся тогда, когда речь становится в основном понятной и уверенной. Мы считаем, что основная ошибка многих логопедов – давать детям длинные быстрые тексты при пока ещё несформированной неразборчивой собственной речи.
Однако исправление логопедических проблем только с помощью вокала и речи являлось бы неполным освещением решения проблемы. Во всех наших статьях делается акцент на психологический комфорт и расслабленность организма. Ребёнок и любой человек с речевыми проблемами как никто нуждаются в мышечном расслаблении и произвольном управлении телом – общей и мелкой моторикой.
Моторика и логопедия
Общая моторика – крупное движение руками от плеча, мелкая моторика – тонкие нежные движения кончиками пальцев. Жесты должны осуществляться плавно и медленно, особенно поначалу. Исполнение любой песни, стихотворения или упражнения происходит с помощью рук. На нашем сайте вы найдёте видео уроки по развитию общей и мелкой моторики.
Напрямую с логопедией, речью, вокалом и общим развитием связана наша “игра в театр”. Одним из любимейших видов музыкально-театральных занятий является чтение стихов под дирижированиею Ведущий (дирижёр) предлагает выразить жестами эмоциональную задачу стихотворения или другого текста, а также сделать импровизационное изменение этой задачи. Предлагаются театрализованные разыгрывания стихов, диалогов, текстов и отдельных слов по воле дирижёра и в самостоятельном исполнении. Развивается смелость, воля, умение управлять группой и, в то же время, тренируется управляемость в группе. Т. е. происходит тренинг взаимодействия «партнёрство в общении» (умение творчески подчиняться и умение творчески подчинять).
Дирижирование требует хорошей координации и развитой общей и мелкой моторики. Группа, которая подчиняется дирижёру в групповом прочтении стихов, благодаря упражнениям показывает хорошее владение дыханием и тембром голоса в зависимости от поставленных задач. Такие тренировки и репетиции создают и укрепляют внутренний психологический комфорта коллектива.
Начинать обучение надо с несколько “пониженного градуса”: с низкой тесситуры голоса, с медленного темпа исполнения любых заданий, с максимальной расслабленности тела. Это особенно важно при работе с логопедическими учениками. Постепенно повышается тесситура голоса. расширяется диапазон, ускоряется темп, накаляются эмоции. И наконец, возникает следующий очень важный фактор – умение петь и говорить очень быстро и отчётливо, при этом красивым звучным голосом. В наших театрализованных играх дирижёр или любой желающий “водящий” предлагает группе мгновенно перестраиваться с медленного протяжного звучания на быстрое напористое и наоборот. Владение динамикой и диапазоном, дыханием и артикуляцией, чёткой дикцией, эмоциональная зрелость – залог успешного вокала, речи и формирования личности в целом.
Основа обучения – методика Д. Е. Огороднова по развитию вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. Биографию Дмитрия Ерофеевича и описание методики вы найдёте на страницах сайта. С мнемотехникой для практических занятий вы можете ознакомиться в этой статье.
Спасибо, что прочитали эту статью! Обязательно поделитесь этой публикацией в соцсетях! Мы уверены, что для других она тоже будет интересна и полезна.
Свежие комментарии