Социально-психологические факторы в малых (творческих) группах (в нашем ракурсе имеется в виду подготовительная, дошкольная группа школы искусств, детский и взрослый хоровые коллективы) – явления сложные и требующие особого подхода, исходя из того, что приоритетными являются творческие, обучающие и воспитательные задачи. Прежде, чем работать с творческим коллективом, необходимо понять его структуру и социально-психологические факторы. Для успешного существования творческого коллектива необходимо учитывать описываемые ниже особенности.
Оглавление:
Понятие и виды малых групп по различным признакам
Малая группа — это социальная группа, немногочисленная по составу. Её члены объединены единой социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Это является основанием для возникновения групповых норм, групповых процессов и эмоциональных отношений.
Первичная группа основана на непосредственных контактах, общих целях, эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей).
Формальная группа создана на основании официальных документов (группа детского сада, школьный класс, школа, партия и т. д.) и имеет юридически фиксированный статус.
Неформальную группу связывают общие симпатии, близость взглядов и т. д. В ней нет статусов, заданной системы, командных отношений и официальных документов. Группа перестаёт существовать, когда общие интересы исчезают (неформальный творческой коллектив, хор).
Условная группа с непосредственными связями существует номинально, определяется по какому-либо признаку (возраст, пол, профессия и т. д.).
Реальная группа с непосредственными связями существует в едином пространстве и времени и имеет реальные отношения (группа детского сада, школьный класс, хор, рабочая бригада).
Группы низкого развития межличностных отношений не имеют общих целей и интересов, характеризуются зависимостью или независимостью ее членов от группы (ассоциация, корпорация и т. д.).
В группах высокого развития межличностных отношений имеются общие интересы, цели и ценности (творческий коллектив, хор, спортивная команда, педагогический коллектив).
В «положительных» группах участник чувствует себя комфортно.
В «отрицательных» индивид испытывает дискомфорт.
Структура малой группы
Структура малой группы определяется:
- по взаимным, эмоциональным предпочтениям и отвержениям членов группы;
- по наличию микрогрупп, члены которых связаны ещё более крепкими отношениями;
- по сплочённости микрогрупп внутри себя и всей группы в целом;
- по дифференциации и самоутверждению;
- по связям между членами группы в системе их взаимоотношений и информационных потоков;
- по ролевому распределению её участников и выполнению ими к.-л. функции;
- по социально-психологической статике или динамике;
- по деятельностной сути (побуждение и исполнение).
Психологические процессы и функции в малой группе
Социально-психологические процессы в малых группах – это разнообразные формы существования группового сознания (психики), поведения и проявления членами группы своих индивидуальных качеств – лидерства, подчинения, стиля общения, самоутверждения и т. д.). Также рассматриваются пути взаимодействия участников группы и воздействия на них группового и общественного сознания. Сюда относятся “психическое заражение”, убеждение, подражание, внушение, принуждение, групповое, коллективное мышление и т. д.
Социально-психологические функции определяют цели, потребности, интересы и деятельность группы в целом.
Побуждающие функции создают настроения, мнения, традиции и т. д.
Процессы внутри группы:
- возникают общие для группы настроения, потребности, настроения, интересы, мнения (феномен “толпы”, паника, мода, психологическая атмосфера и т. д.);
- влияют на поведение личности в конкретной группе (лидерство, подчинение, самоутверждение, сотрудничество, следование или неследование правилам (конформизм, нонконформизм), эмпатийность, авторитарность и т. д.);
- проявляются как взаимодействия людей в социальной группе (социальная перцепция (восприятие), аттракция (симпатия), взаимопонимание, состязательность, конфликтность и т. д).
- могут быть нейтральными по отношению к действиям внутри группы. Участники могут реагировать или не реагировать по своему желанию на попытки влияния объекта на субъект и наоборот;
- являются формой существования группового сознания, психики.
Признаки специфики поведения:
- спортивного коллектива – вид спортивной деятельности,
- группы подростков – подростковый возраст,
- студенческой группы – учебная деятельность и возраст,
- этнической группы – общность этнических признаков,
- политической организации – организационно-идеологической основы,
- воинского коллектива – воинская деятельность и ее специфика,
- творческого коллектива – .единство творческих задач и получаемого продукта, решение задач общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом (творческим коллективом):
- высокий уровень развития единой психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и ответственности;
- общественно полезная деятельность участников коллектива;
- контактность непосредственная и опосредованная;
- организация и субординации отношений;
- единое авторитетного для всех членов группы руководство.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится ко многим видам творческой, спортивной, воинской и другим видам деятельности, где коллектив выступает фактором для самореализации каждой личности, удовлетворения значимых для нее потребностей.
Коллективу присущи общие психологические черты:
- хороший уровень профессиональной подготовки, слаженности действий;
- нравственность и воспитанность членов коллектива;
- организованность, дисциплинированность, управляемость;
- высокий уровень социальной зрелости членов коллектива;
- морально-психологический климат, который создаёт для индивида ощущение личной свободы, защищенности и психологического комфорта.
При вхождении нового участника в коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности. С другой стороны коллективу необходимо постараться создать новичку комфортные личные ощущения и помочь ему адаптироваться в коллективе.
Руководство коллективом
Власть в коллективе несёт в себе два понятия – руководство и лидерство.
Руководство – это официальная, административная система власти. Она основана на правовых нормах и правилах регулирования поведения и деятельности коллектива. Руководители назначающими вышестоящими органами, иногда без согласия, вопреки желанию членов коллектива. Руководители наделяются правом регулирования, планирования, контроля и оценки деятельности членов коллектива. Руководители имеют право использовать меры поощрения и принуждения по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач.
Лидерство – это неофициальная, неформальная система управленческих отношений, основанная на психологическом влиянии лидера на группу, при котором люди без принуждения признают человека лидером, отдают ему часть своих свобод. Как правило, складывается стихийно.
Руководство и лидерство могут совпадать, а могут не совпадать. Успешность официального руководства находится в прямой зависимости от адекватных лидерских качеств.
Стили руководства
- деловой стиль решает профессиональные задачи;
- коммуникативный стиль предполагает взаимодействие с сотрудниками и другими людьми.
Характеры взаимодействия:
- командный,
- административный,
- авторитарный;
- коллегиальный,
- совещательный,
- демократический,
- либеральный,
- попустительский,
- анархический;
- эгоистический стиль – решение руководителем своих личных проблем любого характера.
У шаблонного, стереотипного типа руководителя преобладает какой-либо один стиль. У гибкой, адаптивной личности руководителя стили меняются в зависимости от обстоятельств и многообразия решаемых задач.
Групповая (коллективная) психика
Коллективная психика – это общее мнение или мнение большинства. Оно во многом оказывает влияние на вхождение нового участника в коллектив.
Групповое мнение – это общее суждение и отношение большинства участников коллектива к событиям в жизни коллектива и его членов, к их деятельности и поведению.
Коллективная психика – это общие, групповые настроения, эмоциональные состояния, творческий настрой коллектива, чувства “на одной волне”, единая атмосфера.
Атмосфера группы (коллектива) – её морально-психологическое состояние, т. е. устойчивое и определённое во времени состояние мобилизованности, настроенности участников, степень их реализации в проявлении духовных и физических возможностей для достижения успешного результата деятельности.
Морально-психологическое состояние имеет характеризуется степенью общности, энтузиазма, прочностью, надежностью.
Сплоченность – это степень единства членов группы, коллектива, степень принятия ими единых норм, правил, ценностей и отношений.
Резюме
Единомышленники – это счастливые люди, которые нашли своих среди чужих, это те, у кого одна идея на всех. Малая группа приучает человека выполнять социальные нормы, воспитывает его и социализирует. Человек в ней обучается и совершенствует свои профессиональные и социальные возможности, формирует самовосприятие и повышает самооценку, приобретает уверенность в себе, питается её положительными эмоциями, необходимыми для развития. Одна из лучших форм малых групп, обладающих всеми этими качествами – это хоровой коллектив.
Свежие комментарии