Выбрать страницу

Сольфеджио. Методические пособия для младшего возраста. Мастер-класс

5
(2)
Время прочтения: 2 минуты

Азбука музыкальной теории

Методическое пособие предназначено для детей от 4-х лет и родителей, которые готовы им помогать в процессе обучения. В этом пособии на самом понятном детском уровне даются правила и первоначальные музыкальные понятия.
Когда ребёнок играет на уроках сольфеджио, находится в сказке про Волшебный замок и Королевскую семью, он незаметно знакомится со взрослыми профессиональными терминами и понятиями, которые можно дома закреплять. Поскольку эффективнее дети учатся, сравнивая различные понятия, а не воспринимая их как штамп, ниже даны удобные таблички, которые можно повторять и проговаривать с родителями. Они отлично расширяют кругозор и развивают мышление ребёнка. Таким образом гораздо лучше усваиваются различные понятия и материал в целом. 

Также здесь опубликованы основные правила – азы, а также уже более сложные их вариант, готовящий к переходу с подготовительного отделения в музыкальную школу:

Освоение нотного текста

Учебное пособие для начинающих по освоению нотного текста и чтению с листа предполагает следующие действия:

  1. Осваиваем понятие доля=четверть и тактируем сильную и слабую доли ладошкой и колечком.
  2. Усложняем: доля=две восьмые и две доли=половинка. Тактируем: сильная доля – ладонь, слабая доля  – колечко (большой и средний пальцы).
  3. Упражнения разбиты попарно; то, что в одном упражнении приходится на сильную долю, в другом приходится на слабую. Тренируем сопоставление задач и их переосмысление. Развиваем координацию.
  4. На начальном этапе осуществляем только два действия: тактируем и поём.
  5. Когда координация улучшилась, переходим к исполнению трёх задач сразу: поём, игрем правой рукой, тактируем левой рукой по коленке.
  6. Чуть позже можно меняем функции рук, продолжая петь, что ещё более улучшит координацию, добавит новые нейронные связи и улучшит мыслительные возможности.
  7. После свободного исполнения данными нотами, начинаем транспонировать, не обращая внимания на необходимость подставления диезов и бемолей. Только называем новые ноты, считаем от тоники.
  8. Сочиняем с детьми легкие стишки и подписываем их под упражнениями. Поём эти песенки со словами и тактируем.

Знакомство с интервалами

Юным музыкантам предлагаются красивые карточки с ассоциативным рядом картинок, с помощью которых быстро запоминаются интервалы на слух. Карточки необходимо вырезать. Они должны лежать на столе у каждого ребёнка в порядке возрастания интервалов.

         В работе находятся сразу все 13 карточек. Со всеми изображёнными на них сказочными героями знакомимся на одном уроке. Нет необходимости пока запоминать сложные названия, достаточно запомнить соответствие образа, интонации, а затем и цифры. Педагог исполняет на фортепиано различные попевки (и мелодически, и гармонически), показывает карточки, а затем спрашивает на слух.
Родители должны дома разрезать карточки и поместить в папку. Дети на уроке поднимают карточки, кто какого героя услышал в проигранной музыкальной интонации. Педагог сразу видит и правильные ответы, и ошибки. После проигрывания педагогом интервала следует пропеть его с детьми и вверх, и вниз на удобные гласные. Интервалы на карточках подписаны, поэтому они быстро запоминаются сами собой.

Ассоциативный ряд при игре педагогом на фортепиано:

  • Прима — репетиция по одной клавише.
  • Секунда малая — исполнение полутона мелодически и гармонически.
  • Секунда большая — исполнение тона мелодически и гармонически.
  • Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
  • Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
  • Кварта — начало песни «В траве сидел кузнечик».
  • Тритон — любой. Рассказать о сказочном существе.
  • Квинта — любая. Обратить внимание на «прозрачность» интервала.
  • Секста, сначала познакомить с большой — «В лесу родилась ёлочка».
  • Секста малая — песня про Ёлочку, но сыграть в миноре, «В лесу погибла ёлочка».
  • Септима малая — песня из мультфильма про Кота Леопольда: «Я весь день сижу на крутом бережку. надо мной плывут в небе облака». Последняя фраза строится по доминантсептаккорду, по краям которого малая септима.
  • Септима большая — сыграть начальную интонацию «Бабы-Яги» М. Мусоргского.
  • Октава — любая, «отражение звуков».

Мастер-класс В. В. Огородновой


Виктория Огороднова, сольфеджио и мозговая деятельность

Благодарности и дипломы 2022

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Поиск по сайту

Свежие записи

Опрос

Сколько Вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение о публикациях

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы ВКонтакте

Свежие комментарии

    реклама на сайте