Выбрать страницу
5
(1)

Общеизвестно, что маленькие дети не учатся, они играют. Поэтому предмет сольфеджио для них — это сказка. Они попадают в Волшебный Замок — это лад, релятив (относительная система), а впоследствии — тональность. Это вертикальная музыкальная структура со ступенями (этажами замка) и сказочными жителями, королевской семьёй и её слугами: Король, Королева, Принцесса, слуги и служанки, Рыцарь, Подружка и Золотой Петушок. Каждый житель живет на своём определенном этаже Замка и имеет свою цифру. Постепенно номер этажа переосмысляется в цифру ступени.
Знакомство с местоположением нот первоначально происходит не на бумаге, а на ладони. Мелкая моторика, необходимая для написания нот на бумаге, ещё мало развита. Ребёнок гораздо легче усваивает положение нот на пальчиках.

Ритм изучается на по принципу деления такта на доли (от общего к частному), а наоборот — от частного к общему. За единицу измерения берётся доля, четверть: один звук, четверть — одна доля. Затем восьмые — два звука — одна доля. И половинки — один звук — две доли.

Постепенно вводится бумажная клавиатура и бумажный нотный стан в двух вариантах — с подписанными названиями нот и без. По бумажной клавиатуре удобно работать двумя указками, подсчитывая белые клавиши направо и налево, что затем приведёт к лёгкому освоению интервалов. А на нотном стане с помощью двух указок изучаются тоны и полутоны, а также названия энгармонически равных нот. В далёкой перспективе малыши начинают понимать разницу между точками и отрезками, т. е. количественное и качественное состояние интервала.

Когда уложилось понятие о ритмической единице — доле, можно переходить к понятию такт и его размер. Обязательно прослушивание музыки разных жанров и её основ — песни, танца, марша. Мультфильмы, видеоролики, пальчиковые игры с песнями, танцы, хлопки и, заодно, подсчёт долей в прослушанных тактах готовят дальнейшее верное представление о музыкальных размерах.

Понятия об интервалах тоже приходит через картинки. Каждый интервал — это какое-нибудь живое существо или растение: Дятел, Ёжики, Кукушки, Кузнечик, Тритон, Медуза, Деревья, Ёлочки, Баба-Яга, Зеркало. Они запоминаются на слух через картинки как ассоциативный ряд.
Слово «транспонирование» малыши, конечно, не учат, но зато с помощью ручного релятива они «путешествуют» в соседние королевства, где под цифры от 1 до 8 подставляются другие ноты, но те же сказочные герои.
Всё это изучается в различных комбинациях в течение года. По готовности группы и в зависимости от возраста вводится нотный материал и песенки, где удобно соединяются все навыки, наработанные за время обучения.


Спасибо, что прочитали эту статью! Обязательно поделитесь этой публикацией в соцсетях! Мы уверены, что для других она тоже будет интересна и полезна.

Виктория Огороднова, сольфеджио и мозговая деятельность

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.