Выбрать страницу

Сольфеджио. Основной курс

5
(4)
Время прочтения: 5 минуты

Программа для хоровых музыкальных школ

Пояснительная записка

Музыка – неотъемлемая часть эстетического воспитания детей и юношества. Музыкальные школы в нашей стране являются важным звеном музыкального образования детей, не имеющим аналогов в мировой практике. Хоровые отделения этих школ, а также музыкально-хоровые студии и школы в рамках дополнительного образования выполняют ответственную задачу – развития музыкальных, вокальных и общих способностей учащихся, приобщения их к исконно русскому жанру музыкального творчества – хоровому пению.

Чистота интонации при пении в хоре в большой мере зависит от степени осознанности детьми исполняемой музыки. От этого же напрямую зависит и степень сложности, доступная исполнителям. Поэтому важность предмета сольфеджио для хоровых школ невозможно переоценить.

Направленность данной программы – художественно-эстетическая.

Уровень усвоения – углубленный.

Данная программа является частью комплексной программы хоровой музыкальной студии « Апрель».

Отличительной особенностью данной программы является  то, что она рассчитана на детей, обучающихся в хоровых школах, работающих по методике Д.Е.Огороднова. В целях осуществления межпредметных связей, интенсифицирующих процесс усвоения учебного материала, в программе запланировано много параллелей с хоровыми занятиями: принципы звукоизвлечения, правильная артикуляция, использование относительной сольмизации и ладовых жестов, одинаковых для занятий сольфеджио и хора, последовательность ступеней (и отсюда – начало занятий по комплексам, предложенным Д.Е.Огородновым), тактирование и многое другое.

В свою очередь, хоровики, выходя за рамки простейшего дидактического материала, используемого в первые годы обучения, приступая к более сложным произведениям, которые уже на слух разучивать трудно, пользуются теми знаниями по теории и навыками чтения нотного текста, которые получены детьми на уроках сольфеджио.

Тесная связь с предметом фортепиано осуществляется в виде взаимной помощи в теоретическом разборе исполняемых произведений, параллельное изучение гамм и аккордов, совместная подготовка к техническим зачетам.

Таким образом,  необходимость создания теоретической базы для исполнительской деятельности воспитанников (как певческой, так и инструментальной), делает программу актуальной.

Педагогическая целесообразность  данной программы заключается в том, что она способствует воспитанию грамотного слушателя, развивает музыкально-аналитическое мышление, вырабатывает сознательное отношение к музыке, расширяет общий музыкальный кругозор, воспитывает культуру организации свободного времени.

В отличие от типовой программы музыкальных школ в данной  программе сольфеджио инновацией является ведущее значение пения, что определяет явное преобладание певческих форм работы над всеми остальными.

Программа разработана по принципу приемлемого для детей темпа усвоения знаний и сбалансированности теоретической части и упражнений на развитие слуха и чистого интонирования, что обуславливает ее практическую значимость для обучающихся.

Приоритетом данной программы является ее доступность для ребенка с любым уровнем общего развития и музыкальных данных.

Цель программы – комплексноеформирование и развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, внутренних слуховых представлений, памяти и мышления, а также развитие творческого потенциала и воспитание художественного вкуса у воспитанников хоровой музыкальной студии  « Апрель».

    Задачи:

Обучающие:

– изучить базовую музыкальную теорию

– сформировать вокально- интонационные навыки

– обучить навыкам метроритма

– привить навыки беглого и выразительного пения по нотам

– научить применять полученные знания в практической деятельности

Развивающие:

– развить музыкальный слух

– сформировать навыки слухового анализа

– развить творческое воображение и музыкальную фантазию

– развить логическое и аналитическое мышление

Воспитательные:

–  воспитать грамотного слушателя

–  выработать сознательное отношение к музыке

–  расширить общий музыкальный кругозор

– воспитать культуру организации свободного времени

– воспитать коммуникативную культуру

Принципы построения программы:

– доступность и последовательность – от простого к сложному

– учет возрастных особенностей (в младших классах преобладание игровых форм работы)

– наглядность – использование наглядных средств обучения (личный показ педагога, дидактические материалы)

– индивидуальный подход (создание групп с учетом способностей и возможностей ребенка)

Условия реализации:

Набор в хоровую студиюосуществляется без специального отбора на основе первичного прослушивания.

Продолжительность освоения программы- 8 лет.

Возрастной диапазон обучающихся: 6- 15 лет.

Наполняемость групп:

– подготовительный, 1-2 классы – 8-10 человек

– 3-7 классы – 6-8 человек

Форма организации занятий – групповая

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа

Общие ожидаемые результаты освоения программы

По окончании курса сольфеджио воспитанник приобретет навыки грамотного разбора, чтения и анализа музыкального текста; научится применять приобретенные теоретические знания на практике. У воспитанников будет развито творческое воображение и музыкальная фантазия,  сформировано сознательное отношение к музыкальной культуре, и развита коммуникативная культура.

Оценка результативности

Основными способами отслеживания результативности по данной программе являются опросы, самостоятельные  и контрольные работы, тестирования, выполнение контрольных вокальных упражнений, а также выполнение творческих заданий и т.д.

Критерии результативности процесса обучения:

– чистота интонирования

– точное и уверенное воспроизведение ритма

– знание теории

– умение проанализировать несложный музыкальный текст и его составляющие (интервалику, аккордику, форму, средства музыкальной выразительности)

– сознательное и эмоционально окрашенное исполнение заданий

Способы фиксации результатов

 Результативность освоения программы оценивается  по пятибалльной системе поурочно, по четвертям и в конце года, что позволяет проследить развитие воспитанника, а также проверить соответствие результата поставленной цели (предполагаемых, ожидаемых результатов).

Форма подведения итогов:

– контрольные занятия

– районные и городские конкурсы

– праздничные занятия- концерты

– экзамены

начальные пособия для осуществления программы

Сольфеджио – это музыкальная математика. Не только природные музыкальные данные помогают постичь это нелёгкий предмет. Даже если от природы у ребёнка нет абсолютного слуха и математического мышления, он может легко получить понятие о том, как эффективно слушать и слышать, считать структуру нотного текста и понимать его.

Когда ребёнок ознакомился с пособиями для малышей и проникся музыкальными сказками и сказочными героями, можно переходить к более интенсивному обучению.

Звуковысотность (веркаль)

  • Понятие звука в пространстве (на слух, по отношению к телу, выражение телом звуковысотности).
  • Интонационный цифровой телесно-ориентированный релятив (умение в пространстве цифрами представить высоту звуков с помощью рук).
  • Формирование верной интонации.
  • Развитие красивого тембра голоса.

Метр и ритм (горизонталь)

  • Развитие быстроты реакции и исполнения в рамках ритмических и интонационных задач.
  • Понятие  о развитии формы на примере построения речевых и музыкальных фраз и стихов.
  • Тяготение, разрешение, золотое сечение.
  • Причинно-следственные связи.
  • Сочетание общего и частного.

Чтение с листа – это просто

Если чтение с листа происходит в тональности, что превалирует в музыкальных школах, достаточно совместить горизонтальное отсчитывание долей и вертикальное представление о ступенях в данной тональности, т. е. представить себя с системе координат. Даже младшие школьники не испытывают затруднения в этом двухмерном пространстве, т. к. соотносят это совмещение с таблицей умножения. В то же время эти навыки приносят пользу в понимании будущих уроков математики. Со временем добавляем “третье измерение” – вектор посыла голоса вперёд, в пространство, что абсолютно необходимо участникам хора. Таким образом грамотный музыкант осознаёт себя в движении по горизонтали (по течению музыки), по вертикали (по звуковысотному положению), и посылает звук вдаль, в окружающее пространство.

Если чтение с листа происходит вне тональности, то осознаем “отправные точки” на мелких участках, мыслим интервалами, подсчитываем их по гамме.

Методическое пособие для музыкальных школ и колледжей

Методическое знакомит с основами музыкальной грамоты, систематизирует и структурирует знания теории музыки, позволяет развить комбинаторное мышление, разъясняет строгую логику теории и предлагает простые алгоритмы запоминания. Сборник составлен в таблицах, пунктах и подпунктах. Это удобно для чтения, запоминания и восприятия.


Семинар-презентация этого пособия состоялся в Екатеринбурге. Статью о семинаре по сольфеджио Виктории Огородновой в городе Екатеринбург в 2017 году вы можете прочитать здесь.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Поиск по сайту

Свежие записи

Опрос

Сколько Вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение о публикациях

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы ВКонтакте

Свежие комментарии

    реклама на сайте