Оглавление:
Программа для хоровых музыкальных школ
Пояснительная записка
Музыка – неотъемлемая часть эстетического воспитания детей и юношества. Музыкальные школы в нашей стране являются важным звеном музыкального образования детей, не имеющим аналогов в мировой практике. Хоровые отделения этих школ, а также музыкально-хоровые студии и школы в рамках дополнительного образования выполняют ответственную задачу – развития музыкальных, вокальных и общих способностей учащихся, приобщения их к исконно русскому жанру музыкального творчества – хоровому пению.
Чистота интонации при пении в хоре в большой мере зависит от степени осознанности детьми исполняемой музыки. От этого же напрямую зависит и степень сложности, доступная исполнителям. Поэтому важность предмета сольфеджио для хоровых школ невозможно переоценить.
Направленность данной программы – художественно-эстетическая.
Уровень усвоения – углубленный.
Данная программа является частью комплексной программы хоровой музыкальной студии « Апрель».
Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на детей, обучающихся в хоровых школах, работающих по методике Д.Е.Огороднова. В целях осуществления межпредметных связей, интенсифицирующих процесс усвоения учебного материала, в программе запланировано много параллелей с хоровыми занятиями: принципы звукоизвлечения, правильная артикуляция, использование относительной сольмизации и ладовых жестов, одинаковых для занятий сольфеджио и хора, последовательность ступеней (и отсюда – начало занятий по комплексам, предложенным Д.Е.Огородновым), тактирование и многое другое.
В свою очередь, хоровики, выходя за рамки простейшего дидактического материала, используемого в первые годы обучения, приступая к более сложным произведениям, которые уже на слух разучивать трудно, пользуются теми знаниями по теории и навыками чтения нотного текста, которые получены детьми на уроках сольфеджио.
Тесная связь с предметом фортепиано осуществляется в виде взаимной помощи в теоретическом разборе исполняемых произведений, параллельное изучение гамм и аккордов, совместная подготовка к техническим зачетам.
Таким образом, необходимость создания теоретической базы для исполнительской деятельности воспитанников (как певческой, так и инструментальной), делает программу актуальной.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует воспитанию грамотного слушателя, развивает музыкально-аналитическое мышление, вырабатывает сознательное отношение к музыке, расширяет общий музыкальный кругозор, воспитывает культуру организации свободного времени.
В отличие от типовой программы музыкальных школ в данной программе сольфеджио инновацией является ведущее значение пения, что определяет явное преобладание певческих форм работы над всеми остальными.
Программа разработана по принципу приемлемого для детей темпа усвоения знаний и сбалансированности теоретической части и упражнений на развитие слуха и чистого интонирования, что обуславливает ее практическую значимость для обучающихся.
Приоритетом данной программы является ее доступность для ребенка с любым уровнем общего развития и музыкальных данных.
Цель программы – комплексноеформирование и развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, внутренних слуховых представлений, памяти и мышления, а также развитие творческого потенциала и воспитание художественного вкуса у воспитанников хоровой музыкальной студии « Апрель».
Задачи:
Обучающие:
– изучить базовую музыкальную теорию
– сформировать вокально- интонационные навыки
– обучить навыкам метроритма
– привить навыки беглого и выразительного пения по нотам
– научить применять полученные знания в практической деятельности
Развивающие:
– развить музыкальный слух
– сформировать навыки слухового анализа
– развить творческое воображение и музыкальную фантазию
– развить логическое и аналитическое мышление
Воспитательные:
– воспитать грамотного слушателя
– выработать сознательное отношение к музыке
– расширить общий музыкальный кругозор
– воспитать культуру организации свободного времени
– воспитать коммуникативную культуру
Принципы построения программы:
– доступность и последовательность – от простого к сложному
– учет возрастных особенностей (в младших классах преобладание игровых форм работы)
– наглядность – использование наглядных средств обучения (личный показ педагога, дидактические материалы)
– индивидуальный подход (создание групп с учетом способностей и возможностей ребенка)
Условия реализации:
Набор в хоровую студиюосуществляется без специального отбора на основе первичного прослушивания.
Продолжительность освоения программы- 8 лет.
Возрастной диапазон обучающихся: 6- 15 лет.
Наполняемость групп:
– подготовительный, 1-2 классы – 8-10 человек
– 3-7 классы – 6-8 человек
–
Форма организации занятий – групповая
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа
Общие ожидаемые результаты освоения программы
По окончании курса сольфеджио воспитанник приобретет навыки грамотного разбора, чтения и анализа музыкального текста; научится применять приобретенные теоретические знания на практике. У воспитанников будет развито творческое воображение и музыкальная фантазия, сформировано сознательное отношение к музыкальной культуре, и развита коммуникативная культура.
Оценка результативности
Основными способами отслеживания результативности по данной программе являются опросы, самостоятельные и контрольные работы, тестирования, выполнение контрольных вокальных упражнений, а также выполнение творческих заданий и т.д.
Критерии результативности процесса обучения:
– чистота интонирования
– точное и уверенное воспроизведение ритма
– знание теории
– умение проанализировать несложный музыкальный текст и его составляющие (интервалику, аккордику, форму, средства музыкальной выразительности)
– сознательное и эмоционально окрашенное исполнение заданий
Способы фиксации результатов
Результативность освоения программы оценивается по пятибалльной системе поурочно, по четвертям и в конце года, что позволяет проследить развитие воспитанника, а также проверить соответствие результата поставленной цели (предполагаемых, ожидаемых результатов).
Форма подведения итогов:
– контрольные занятия
– районные и городские конкурсы
– праздничные занятия- концерты
– экзамены
начальные пособия для осуществления программы
Сольфеджио – это музыкальная математика. Не только природные музыкальные данные помогают постичь это нелёгкий предмет. Даже если от природы у ребёнка нет абсолютного слуха и математического мышления, он может легко получить понятие о том, как эффективно слушать и слышать, считать структуру нотного текста и понимать его.
Когда ребёнок ознакомился с пособиями для малышей и проникся музыкальными сказками и сказочными героями, можно переходить к более интенсивному обучению.
Звуковысотность (веркаль)
- Понятие звука в пространстве (на слух, по отношению к телу, выражение телом звуковысотности).
- Интонационный цифровой телесно-ориентированный релятив (умение в пространстве цифрами представить высоту звуков с помощью рук).
- Формирование верной интонации.
- Развитие красивого тембра голоса.
Метр и ритм (горизонталь)
- Развитие быстроты реакции и исполнения в рамках ритмических и интонационных задач.
- Понятие о развитии формы на примере построения речевых и музыкальных фраз и стихов.
- Тяготение, разрешение, золотое сечение.
- Причинно-следственные связи.
- Сочетание общего и частного.
Чтение с листа – это просто
Если чтение с листа происходит в тональности, что превалирует в музыкальных школах, достаточно совместить горизонтальное отсчитывание долей и вертикальное представление о ступенях в данной тональности, т. е. представить себя с системе координат. Даже младшие школьники не испытывают затруднения в этом двухмерном пространстве, т. к. соотносят это совмещение с таблицей умножения. В то же время эти навыки приносят пользу в понимании будущих уроков математики. Со временем добавляем “третье измерение” – вектор посыла голоса вперёд, в пространство, что абсолютно необходимо участникам хора. Таким образом грамотный музыкант осознаёт себя в движении по горизонтали (по течению музыки), по вертикали (по звуковысотному положению), и посылает звук вдаль, в окружающее пространство.
Если чтение с листа происходит вне тональности, то осознаем “отправные точки” на мелких участках, мыслим интервалами, подсчитываем их по гамме.
Методическое пособие для музыкальных школ и колледжей
Методическое знакомит с основами музыкальной грамоты, систематизирует и структурирует знания теории музыки, позволяет развить комбинаторное мышление, разъясняет строгую логику теории и предлагает простые алгоритмы запоминания. Сборник составлен в таблицах, пунктах и подпунктах. Это удобно для чтения, запоминания и восприятия.
Семинар-презентация этого пособия состоялся в Екатеринбурге. Статью о семинаре по сольфеджио Виктории Огородновой в городе Екатеринбург в 2017 году вы можете прочитать здесь.
Свежие комментарии