Выбрать страницу
5
(3)

Определим цели и задачи развития речи ребёнка, чтобы выяснить самые эффективные методы развития речи детей (и также взрослых) в целом:

  • формирование словарного запаса;
  • воспитание звуковой культуры речи, т. е. правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение;
  • формирование грамматического строя речи, т. е. правильность построения значимых речевых отрезков — слов, высказываний, текстов;
  • развитие связной речи  — диалогической и монологической;
  • формирование красивого тембра голоса;
  • развитие выразительной речевой интонации;
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
  • воспитание интереса и любви к художественному слову.

Методы развития речи детей должны использоваться комплексно: через развитие личности, её творческих и познавательных способностей. При этом понятно, что развивая личность, мы развиваем речь, а развивая речь, мы развиваем личность.

Функция двигательной коры головного мозга и методы развития речи детей
Функции двигательной коры и методы развития речи детей и взрослых

Как мы видим из этой схемы, треть двигательной коры головного мозга отвечает за зрение, слух, обоняние, мимику и речевой аппарат, другая треть — за общую и мелкую моторику и тактильные ощущения. А весь остальной организм относится к оставшейся трети. Отсюда делаем вывод: для эффективного развития речи надо мышечно подготовить речевой аппарат и мимическую активность, а также раскрепостить плечевой пояс, кисти рук и пальцы. Важный фактор — тренировка длинного дыхания, произнесение на длинном выдохе. Таким образом, предложенные нами методы развития речи детей активизируют бОльшую часть организма, что является весьма эффективным.

Развитие дикции, артикуляции и мимики

Дикция — важнейшая часть сформированной речи. Она развивается с помощью внутренней и внешней артикуляции. Внутренней артикуляцией управляют язык, глотка, мягкое нёбо, внешней — мимические мышцы лица. Умение опускать гортань, поднимать мягкое нёбо, владеть активной мимикой способствует развитию речи, формированию красивого тембра и звуковой культуры речи. Устное развитие речи и пение взаимосвязаны и взаимно развиваются, улучшая друг друга, делая голос сильным и красивым. Подробно вы можете прочитать здесь.

Развитие общей и мелкой моторики

Плечевой пояс мы рассматриваем как основу общей моторики, но плечо – это нечто большее, чем отдельный сустав. Полная кинематическая цепь проходит «от носа до пальцев ног». Действия мелкой моторики происходят в пальцах рук. Кисти рук — вторичный орган речи. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее происходит развитие речи. Речь прекрасно формируется на фоне активной жестикуляции. Подробно вы можете прочитать здесь.

Развитие глубокого, длинного дыхания

Когда про человека говорят, что у него «хорошо подвешен язык», это означает, что он говорит грамотно, имеет богатый запас слов, интересен в общении и может произносить длинные фразы, не задыхаясь и не запинаясь. Для сформированной речи необходимо хорошо поставленное дыхание. Например, умение сдержанно выдыхать в течение 40-60 секунд. Дыхание должно быть глубоким, а не поверхностным. Управление дыханием должно позволять на одном выдохе произносить не менее одного распространённого предложения. Это отлично тренируется при дыхании животом, с задержками после выдоха и после вдоха. Подробно вы можете прочитать здесь.

Развитие выразительной речевой интонации

Чем разнообразнее речь по высотному диапазону и благороднее по тембру, тем интереснее слушать человека. Разнообразная речь развивает богатое образное мышление, формирует интеллектуальные и творческие способности. Широкий звуковысотный спектр голоса развивается благодаря вокализированному «скольжению» голосом сверху вниз и снизу вверх, «раздвигая» рамки голосовых границ (glissando). Подробно вы можете прочитать здесь.

Средства формирования речи

Соединение всех выше описанных методов развивает творческие и познавательные способности. Наглядные пособия (мнемотехника) ускоряют решение поставленных задач (на основе методики Дмитрия Ерофеевича Огороднова). В рамках этой методики и общения с преподавателем происходит «проблемное обучение» — ставится проблема и предлагается рассмотреть явление, проанализировать и разрешить различными способами. Сделать сравнения и выводы.

Суть методов развития речи детей — это развитие фантазии и образного мышления детей, обучение системному мышлению и пониманию происходящих процессов. Понимание единства и противоречия окружающего мира воспитывает творческого человека. «Мозговой штурм», сочетание различных свойств в одном предмете, творческие находки, создание правильной интонации формируют речь и личность.

Приёмы развития речи

  • наглядные — алгоритмы, картинки, видеоролики и т. д.
  • вокально-речевые — упражнения для развития голоса, дыхания, моторики
  • исполнительские — игры, образные задачи, артистические этюды

Способы развития речи

  • наблюдение
  • анализ
  • умозаключение
  • исполнение — проговаривание и пение
  • театрализация
  • движение
  • импровизация
  • многократное повторение с минимальным усложнением

Вам также может быть интересна статья Методика Д. Е. Огороднова и публикация на сайте Арт-Талант и на сайте Маам. Все могут попробовать эти методы развития речи детей и взрослых, решая задачи от приобретения простых навыков и психологического комфорта до обучения профессиональному вокалу. Среди выпускников нашей творческой организации есть профессиональные актёры, дирижеры, музыканты-исполнители. Для получения более подробной информации можно заказать семинар, вебинар, электронную книгу или методические пособия для решения индивидуальных проблем обучения.

Спасибо, что прочитали эту статью! Обязательно поделитесь этой публикацией в соцсетях! Мы уверены, что для других она тоже будет интересна и полезна.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.