Оглавление:
Эмоции и чувства человека
В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие – эмоции. Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств.
В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают:
– эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний – чувств;
– чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку переживания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма, ответственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т.п.
Чувства – это специфически человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека как личности (потребности в общении, познании, эстетические, политические, профессиональные и др.).
По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.).
По форме проявления различают:
– настроения – небольшой силы кратковременные или относительно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;
– аффекты – большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушением волевого контроля и т.д.
– страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству – это тоже проявление страсти.
Дети — самые искренние существа на планете. Пока не произойдёт что-то, что заставит их замкнуться. Взрослые — те же дети, но уже отягощённые жизненным опытом. Отсюда мышечные спазмы, зажатые челюстно-лицевые мышцы, «закрытые» позы, масса физиологических проблем, связанных с психологическим нездоровьем.
Предлагаемые игровые, речевые, звуковые и двигательные методы для раскрепощения и ощущения внутреннего комфорта решают многие проблемы, появляющиеся в детском и взрослом возрасте.
Прежде всего это развитие подвижности лицевых мышц и кистей рук. Часто даже в детском возрасте приходится сталкиваться с малоподвижным лицом, невыразительным взглядом и телесной зажатостью.
Мы предлагаем занятия сценической речью и сценическими движениями, раскрепощающие организм в целом, а также вокально-речевые методы Дмитрия Ерофеевича Огороднова.
И дети, и взрослые могут попробовать эти способы развития личности, решая задачи от приобретения психологического комфорта до обучения профессиональному вокалу. Среди выпускников нашей творческой организации есть профессиональные актёры, дирижеры, музыканты-исполнители.
Экспрессия
Экспрессия – способность внешне выражать эмоциональное состояние. На следующих картинках прослеживается всё многообразие эмоционального состояния и артикуляционных возможностей:
Техника речи, эмпатия, эмоциональность
Для начала нужно раскрепостить лицо и разжать мышцы, отвечающие за движение нижней челюсти – т. е. за технику речи. Для этого надо широко раскрыть рот, но без спазмов и напряжений. Расслабление и растягивание этих мышц отвечают за комфортное психологическое состояние всего организма и за силу и качество голоса. Первоначально нижнюю челюсть необходимо открывать, поднося пальцы рук к щекам и разжимая зубы (по Огороднову). Дети хорошо открывают рот, когда подносят к губам наградные конфеты, которые они “зарабатывают” в течение урока. Постепенно, когда рефлекс нарабатывается, необходимость в этом отпадает.
Для успешного развития артикуляции следует кропотливо работать над мимикой в целом. В этом может хорошо помочь следующий слайдер, который призван научить ребёнка понимать эмоции и выражение лица другого человека, отобразить их зеркально на своём лице и выразить по заданию свои эмоции путём управления мышцами своего лица, т. е проявить экспрессию:
Показывая ребятам лица на экране, произносим хором с детьми фразу: “Этот мальчик вот такой!” и принимаем соответствующее выражение лица. Попутно обсуждаем, как называется та или иная эмоция. Речевая интонация должна соответствовать выбранной эмоции. Сочиняем с детьми маленькие истории, почему мальчик имеет такое выражение лица, что с ним могло случиться. Кроме чисто технической работы по развитию артикуляции и мышц, воспитываем эмпатию и эмоциональный отклик, будим фантазию.
Гласные звуки
Первоначально берутся два ряда гласных звуков (второй – йотированный):
- И – Э – А – О – У – Ы
- ЙИ – ЙЕ – ЙЯ – ЙО – ЙЮ – ЙИ
Звуки произносятся последовательно на разной высоте, с разной громкостью, с разной эмоциональной окраской и разнообразной пантомимой. Это делается как индивидуально, так и в группе по заданию дирижёра или ведущего. Голос должен ловить акустику помещения и звуково-вибрационный отклик собственного тела и головы. Надо поймать эхо от звучания, а не “сажать голос на связки”.
Согласные звуки
Второй этап начинается, когда рот хорошо открывается, мимика развита, а голосовое эхо услышано, т. е. голос начал звучать близко к лёгкому вокальному режиму. Это способствует его “носкости”, выносливости и силе. К указанным выше звукам прикрепляются согласные:
- БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ
- БИ – БЕ – БЯ – БЁ – БЮ – БИ
С усложнением;
- БИБ – БЭБ – БАБ – БОБ – БУБ – БЫБ
- БИБЬ – БЕБЬ – БЯБЬ – БЁБЬ – БЮБЬ – БИБЬ
И даже так:
- БИ-БИ-БИ-БИ-БИ-Б БЭ-БЭ-БЭ-БЭ-БЭ-Б БА-БА-БА-БА-БА-Б….
- БИ-БИ-БИ-БИ-БИ-Б БЕ-БЕ-БЕ-БЕ-БЕ-Б БЯ-БЯ-БЯ-БЯ-БЯ-Б….
Так весь ряд согласных с гласными до конца и далее по алфавиту.
Особое затруднение может быть со звуком Р. Но об этой букве будет отдельная статья.
Скороговорки и мнемотехника
Незаменимы в формировании сценической речи, артикуляционном раскрепощении, развитии коммуникационных навыков и активизации скорости мышления различные скороговорки. Они также прекрасно сочетаются с музыкальными попевками, являются музыкально-логопедическими упражнениями. С практическими методическими пособиями и мнемотехникой для развития речи вы можете ознакомиться в этой статье. О положительных психологических факторах в результате таких занятий вы можете прочитать здесь.
Спасибо, что прочитали эту статью! Обязательно поделитесь этой публикацией в соцсетях! Мы уверены, что для других она тоже будет интересна и полезна.
Свежие комментарии