Выбрать страницу

Хоровая школа Апрель

5
(2)
Время прочтения: 8 минуты
  1. Главная
  2. /
  3. Хоровая школа АПРЕЛЬ
  4. /
  5. Хоровая школа Апрель

В 2020 году хоровая школа «Апрель» отметила свое сорокалетие.

Как всё начиналось

В 1976 году в Гатчинском районе Ленинградской области была организована Войсковицкая ДМШ (директор Эрик Иогансович Алаберг, с 1987 года – директор Александр Крушельницкий)). По предложению Э. И. Алаберга Виктор Дмитриевич Огороднов, выпускник хорового и композиторского факультетов Ленинградской Консерватории, основал в филиале этой школы Хоровое отделение  –  в деревне Б. Колпаны (1980). Сольфеджио в школе преподавала Дина Израилевна Огороднова, а фортепиано Татьяна Всеволодовна Стародуб. Интересна была структура школьных занятий – музыкальные предметы вплетались в расписание общеобразовательной школы, что благотворно сказывалось на развитии детей и уравнивало их отношение с «основными» предметами школы. С 1991 года Хоровая школа “Апрель” базируется в Гатчине ( в настоящее время МБОУ Гатчинская СОШ №8 “Центр Образования”).

Наша программа и методика. Пояснительная записка

Хоровое пение является наиболее доступным и демократичным видом музыкальной деятельности. Хоровое пение играет важную роль в музыкально-эстетическом воспитании детей. Оно прививает детям чувство ансамбля, умение координировать свое поведение с поведением товарищей, иными словами, чувство коллективизма на фоне развития личности каждого ребёнка.

Направленность данной программы – художественно-эстетическая.

Уровень усвоения – углублённый.

Актуальность программы. В современных условиях развития общества очень важно помочь ребенку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях, реализовать себя в деятельности. Не все дети имеют от природы  вокальные данные, но большинство из них очень любят петь и проявлять свою эмоциональность и музыкальность. Данная программа способствует удовлетворению потребности ребенка участвовать в коллективном и индивидуальном музицировании, даже если он не демонстрирует слуховые или вокально-интонационные данные. Во главу угла ставится возможность ребёнка принимать участие именно в коллективном творчестве, где все его участники преследуют единые цели и достигают результатов сообща, объединив свои усилия, одновременно развивая себя индивидуально. Таким образом, дети учатся общаться и понимать друг друга, помогать и быть требовательными к себе и другим, и творческий результат их деятельности  – это общий результат коллектива.

Педагогическая целесообразность. Не достаточное умение детей организовывать своё свободное время и положительную среду общения ведёт к ряду зависимостей: зависимость от телевизора и  Интернета, что заменяет подросткам «живое общение» со сверстниками и приводит к отчуждению и агрессии.

Занимаясь по данной образовательной программе, дети учатся полноценно организовывать свой досуг, наполнять его творчеством.

Кроме того, целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует воспитанию просвещённого слушателя, человека, который сможет в потоке музыкальной информации уловить струю, несущую духовное обогащение и называемую искусством.

Отличие данной программы от программ музыкальных школ в том, что обучение ведётся с использованием Комплексной методики музыкально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова, выявляющей музыкальные способности у каждого учащегося без отбора. Методика Д. Е. Огороднова предполагает согласование пения, речи и движения, а также наглядные пособия, которые активно включают и зрение в процесс обучения. Ведётся комплексное развитие двигательной коры головного мозга, согласование всех основных функций организма. Данные факторы могут лечить, избавлять человека от многих психологических проблем, они способствуют совершенствованию личности. Не случайно в 90-х гг. ХХ в. возникло новое направление в науке – «телесно ориентированная психология и терапия». Оно включает в себя различные школы и практики, которые используют дыхание как оздоровительный процесс, всевозможные игры, рисунок, гимнастику, пение, массаж, театр, пантомиму, танец. Ещё древние говорили, что в человеке всё взаимосвязано: тело и душа едины. Тело несёт отпечаток души, а на душу возможно воздействие через тело. В конце ХХ столетия эта древняя истина стала научно обоснованным фактом. Появились такие интересные научные понятия, как «телесное сознание», «телесные способности»,  «осознание через движение» и т. п. Основная идея телесно – ориентированных занятий состоит в том, что «устанавливая контакт» с собственным телом, т. е. физически раскрепощаясь, обучаясь координации движений, человек реализует себя как личность. Раскрывает скрытые доселе возможности. Американская исследовательница Натали Роджерс в книге «Творческая связь» (1993) пишет: «Всё это – пути высвобождения переживаний, прояснения ума, поднятия духовных способностей и введение себя в более высокое состояние сознания. Это процесс, который является терапевтическим».

Новизна программы. Хоры существуют в одном составе в течение многих лет, не переходя из ступени в ступень, а привыкая  жить единым коллективом. Три ступени хора (младшая, средняя и старшая) могут быть объединены в один концертный хор для исполнения общих произведений. После окончания Хоровой музыкальной школы выпускники остаются петь в действующих хоровых коллективах или составляют ансамбль выпускников.

Цель.

Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка через приобщение к хоровой культуре и обучение вокально-хоровому искусству.

Задачи.

Обучающие:
сформировать академическую певческую манеру исполнения
сформировать вокально-интонационные навыки
обучить навыкам метроритма
дать представление о теоретическом музыкальном материале
сформировать певческое дыхание
научить петь в ансамбле.

Развивающие:
развить артистические и эмоциональные качества
развить вокальные данные и музыкальные способности
развить координацию и пластику
развить внимание, творческое воображение и фантазию
развить умение давать грамотную оценку выступлению собственного коллектива и различных других

Воспитательные:
помочь социальной адаптации воспитанников
обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка
воспитать  нравственные качества (доброжелательность, чувство товарищества
развить коммуникативную культуру
воспитать уважение к хоровой культуре.

Программа строится на ряде принципов:
доступность и последовательность
учёт возрастных особенностей
наглядность – использование наглядных средств обучения
индивидуальный подход

Условия реализации:

Возраст  детей, обучающихся по программе – 5-15 лет.

Реализация программы подразумевает наличие трёх хоровых ступеней: младшей (7-10 лет), средней (10-13 лет) и старшей (13-15 лет), а также подготовительное отделение  (2 года, дети 5-7 лет),  ансамбль мальчиков (1-7 класс). Срок реализации данной программы – 9 лет.

Формы организации, режим занятий:

Групповые занятия:

1 и  2 подготовительные классы (по 15 человек) – занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа + 1 час), всего 3 часа в неделю для каждого класса, 102 часа в год.

 Занятия  младшей, средней и старшей ступеней включают сводные занятия всего хора и групповые занятия по голосам: младшая ступень 2 голоса (сопрано и альты), средняя и старшая  ступень 3 голоса  (сопрано 1, сопрано 2 и альты).

 Младшая ступень – 12-15 человек  в группе, 1 раз в неделю 2 часа (68  часов в год)

Средняя и старшая ступени – 10 человек в группе, 1 раз в неделю 2 часа (68 часов в год)

Работа по группам ведётся для проработки музыкального материала по партиям, выработки необходимого звучания тембра партии сопрано или альта, а также для преодоления возможных интонационных и ритмических трудностей, возникающих в процессе работы.

Сводные занятия:

В каждой ступени объединяются 2 -3 группы. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю 2 часа (68  часов в год).

Общее количество часов для каждой хоровой ступени – 136 в год (4 часа в неделю для каждого учащегося).

Набор детей осуществляется к началу учебного года. Дети проходят прослушивание для определения уровня их музыкальных способностей.

Общие ожидаемые результаты освоения программы:
чистота интонации
устойчивый и осмысленный метроритм
умение петь в академической манере, владение различными музыкальными стилями
умение петь в многоголосном хоровом ансамбле
художественно-эстетическое развитие воспитанника дополнительного образования.

Критерии результативности:
владение чистотой интонирования
точное, уверенное воспроизведение метроритма
развитый гармонический слух
сформированность тембра голоса
яркое, эмоционально окрашенное исполнение
сценическая культура.

Формами подведения итогов реализуемой программы является
сдача партий
концерты, фестивали, конкурсы местного, регионального и международного уровня.

Способ фиксации ожидаемых результатов:
выставление текущих, четвертных и годовых оценок
ежегодные творческие планы и творческие отчёты.

Наше название

Название «Апрель» впервые официально было озвучено зимой 1984-1985 годов, хотя оно давно звучало в душе руководителя по аналогии с выдающимся Куйбышевским хором «Октябрь», также занимающимся по методике. Виктор Дмитриевич и Любовь Александровна верно поставили перед детьми вопросы по поводу названия хорового коллектива, который существовал уже несколько лет. И хористы «сами» выбрали это вокально «вкусное» название, а чуть позже узнали, что на латыни слово Aprillis означает «расцветать и отдавать свои дары», что несомненно хорошо описывает творчество музыкального коллектива.

С 1983 г.  работа Хорового отделения Войсковицкой ДМШ получила новый импульс во вновь открывшемся филиале  –  в Никольской Общеобразовательной средней Школе, при директоре Людмиле Ивановне  Ермаковой.

Первые победы

За первые годы своего существования «Апрель» из сельского хора превратился в  концертный коллектив с широким репертуаром, включающим мировые шедевры музыки. Было одержано множество побед на конкурсах Ленинграда и Ленинградской области, В состав педагогов вошли молодые музыканты: Виктория Викторовна Белова-Огороднова (с 1985 г.), Марина Михайловна Каплан (с 1987. г.), Елена Александровна Косарева (с 1992 г.),  Елена Владимировна Смирнова (с 1993 г.).

Первые гастроли

  • Хоровая школа АПРЕЛЬ, история
    Хоровая школа АПРЕЛЬ, история, москва, 1991

После побед на конкурсах Ленинграда и Ленинградской области, с 1991 года, в изменившихся политических условиях, началась международная жизнь хора, в которой огромную роль сыграл новый директор Войсковицкой ДМШ Александр Дмитриевич Крушельницкий. То есть ровно 30 лет назад  хор «Апрель» стал первым коллективом Ленинградской области, который представил Россию на зарубежном фестивале – в городе Нанси (Франция). Далее последовали конкурсы и фестивали во многих странах Европы от Великобритании до Италии. Гастрольные поездки по Германии. Франции, Италии, Швейцарии и др. распахнули для юных хористов двери в большой поющий мир, а музыкальность и искренность исполнения завоевали сердца многих слушателей, открыв для Европы новое необычное, взрослое звучание детского, позже – молодежного и женского хора.

Руководители и педагоги

Все грандиозные гастрольные планы осуществлялись профессиональной слаженной командой – директором Войсковицкой ДМШ Александром Дмитриевичем Крушельницким, переводчицей и хористкой Диной Израилевной Огородновой  и ведущим концертов и концертмейстером Михаилом Дмитриевичем Огородновым.  В гастрольный состав коллектива, кроме хористов Никольского филиала, вошли также хористы Гатчинской ДМШ №2 (педагог Любовь Александровна Морева) и Детского хора Школы-студии Санкт-Петербургской консерватории (педагог Виктория Викторовна Белова-Огороднова). Тысячи километров дорог, сотни концертных залов и множество спетых концертов насчитывает история хора. Хор знакомил мир с культурой нашей Родины и пропагандировал творчество санкт-Петербургских композиторов. Эти поездки стали не только ярким и необычным приключением для юных хористов, но и новым витком отношений внутри коллектива, настоящая проверка на человеческое умение находить компромиссы, идти к цели, подставить плечо, дружить и прощать.

Успех коллектива и мастерство педагогов привлекали в «Апрель» новых и новых детей. Существовали «Апрелевские» хоровые коллективы и ансамбли в Никольском, в Гатчине (ДМШ №1, ДМШ №2), в Санкт-Петербургской Школе-студии при Консерватории.

В 1992 г. директор Школы Творческого Развития Светлана Викторовна Третьякова (ученица Д. Е. Огороднова и участница ансамбля «Тоника») предложила Виктору Дмитриевичу Огороднову организовать хоровое отделение в ШТР. В течение многих лет туда съезжались на репетиции хористы из Гатчинского района, Гатчины и Санкт-Петербурга. Так формировался большой дружный коллектив «Апрель». А с 2005 года ШТР реорганизовалась в СОШ №8 «Центр Образования» (директор Янина Алексеевна Безродная, с 2010 г.), где сейчас и базируется Хоровая школа «Апрель».

 Все коллективы «Апрель» объединены именем, методикой воспитания и традициями.  

Хоровые лагеря

Одна из таких традиций неизменна с 1990 года – поездка в летний выездной  хоровой лагерь на базе различных ДОЛ. Это то время, когда часть каникул уделяется только хоровому коллективу: на репетициях выучивается новая музыкальная программа, в свободное время проводятся спортивные соревнования и выполняются творческие задания, придумываются и ставятся на сцене спектакли. В последние годы в программу проведения лагеря включились мастер-классы по сценическому мастерству, рисованию и рукоделию. Участники старших коллективов берут шефство над малышами в музыкальных, театральных, спортивных и бытовых задачах. Такая деятельность не только формирует коллектив единомышленников, но и связывает различные поколения едиными ценностями, переживаниями и творчеством.

Со временем у выпускников музыкальной Хоровой школы «Апрель» появились еще две традиции – приводить своих детей заниматься в «Апреле» и готовить музыкальные педагогические кадры в недрах коллектива. Есть студенты и выпускники музыкальных колледжей и вузов. Самые первые хористы и их дети и даже внуки продолжают петь в составе Камерного Женского хора «Апрель», проявляя верность коллективу, бессменному руководителю и музыке.

Со страниц «Гатчинской правды» хочется искренне поздравить всех, чья жизнь связана с этим замечательным коллективом – хористов и педагогов, слушателей и администрацию  – и пожелать всем коллективам «Апрель» дальнейшего процветания, творческой неутомимости и новых музыкальных вершин.

Концерты в святодуховском центре Александро-невской лавры

2013

2019

Детский и Женский хоры АПРЕЛЬ, День Ангела

Международный конкурс им. Климова в Казани. 2018

Младший ансамбль АПРЕЛЬ

Концерт в Кирхе Святого Иоанна Крестителя в Губаницах. 2022

Кирха Святого Иоанна Крестителя в Губаницах — лютеранская церковь в деревне Губаницы, центр прихода Купаница (фин. Kupanitsa) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

Вступайте в нашу группу ВК, чтобы не пропустить интересные публикации и общаться с приятной аудиторией.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Поиск по сайту

Свежие записи

Опрос

Сколько Вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение о публикациях

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы ВКонтакте

Свежие комментарии

    реклама на сайте