В Хоровой школе “Апрель” (Гатчинская СОШ №8 “Центр Образования”) обучение начинается с 5 лет. Часто за компанию с этими детками приходят младшие братья и сёстры 3-4 лет и также успешно обучаются. Дети развиваются настолько динамично, что к 7 годам, когда наступает время становиться первоклассниками и выходить в социум, малыши Хоровой школы “Апрель” уже прекрасно адаптируются к коллективу, понимают свой голос, движения и самовыражение. Попадая в общеобразовательную школу, они испытывают минимальный дискомфорт и стресс, который свойственен тем, кто первый раз попадает в школьный коллектив. Дети уже обладают опытом общения, хорошей реакцией, моторикой, навыками общения и высоким культурным уровнем. Трудно переоценить пользу дополнительного, особенно музыкального образования для формирования гармоничной личности.
С самого раннего возраста мы поём, развиваемся и развлекаемся с детьми.
А возникновение этой статьи стало реакцией на один просмотренный ролик. Случайно наткнулась на телеканале “Сталинград” на интервью с кандидатом психологических наук Людмилой Аполлоновной Ясюковой. Масса запоминающихся цитат. Замечательно сказано ею: “Школьный класс и общение – это моделирование взрослой жизни”. Однако “группировки, конфликты и соревнования”, восхваляемые Людмилой Аполлоновной и возникающие в среднестатистическом классе, подчас приводят к созданию крайне негативного фона, неконтролируемого учителями. Такое экстремальное вхождение во взрослую жизнь идёт по закону “человек человеку волк”. Не любая детская психика выдержит этот прессинг, очень многие дети оказываются изгоями из-за школьных конфликтов. Кто-то действительно учится на складывающихся ситуациях по принципу “поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой”, а кто-то безвозвратно ломается. Школьное общение – это прекрасно. Адекватное и доброе общение детей с преподавателями – это просто мечта любой школы. Странно слышать в интервью, что “дети почти не общаются с педагогами”. Это, наверное, в какой-нибудь очень “средней” школе. В школе, где мы преподаём, особенно в Хоровой школе “Апрель”, прекрасные отношения между детьми и преподавателями. Они основаны не на сухой подаче предметов, а именно на беседах и воспитании. В хоре весьма разный возраст детей. Старшие, как правило, помогают младшим, курируют, а не соперничают и конфликтуют. Вот к этому и надо стремиться в формировании общества. А поскольку общество приучает с детства к борьбе за выживание, это и переносится потом во взрослый мир как постоянный фактор. Взрослый человек не живёт, а борется, не имея возможности самовыразиться и расслабиться. Либо это происходит какими-нибудь чудовищными способами. Поэтому наше общество больно, многие готовы пройти по костям соперника. Позиционирование “мы – лучшие!!!” опускает группы людей до уровня средневековых палачей, ибо если есть “лучшие”, то обязательно надо найти “худших” и затоптать. Это очень напоминает идейно ужасную передачу “Слабое звено”.
А ведь с детства возможно привить ребёнку доброту и мудрость…
Но вернёмся к указанному интервью. Не очень понятно, зачем был кинут камень в огород “фонетическому разбору” и “составу числа”. Это ведь всё темы из нашего советского обучения, они ясно давали представление о формировании звуков в словах и тренировали комбинаторное мышления в математике. Фонетический анализ услышанных слов тренирует ухо, тренирует речь. Грамотно услышанное слово легко воспринимается, пишется и запоминается. А понятие о составе числа даёт возможность быстро считать в уме.
Между прочим в интервью после того, как было сказано, что ребёнку категорически необходимо общение в большом классе, идёт рекламация семейного обучения для 3-4 , т. к. обучение в младшей школе якобы “тупое”. Вижу противоречие в этих утверждениях. Так в большом коллективе надо развиваться или в малом? Что в результате? После сидения на семейном обучении первые 4 года начальной школы ребёнок сможет выйти в 5 класс в общеобразовательную школу и адекватно общаться внутри большого коллектива? Это вряд ли…
Но дальше – больше! Надо якобы дополнительно заниматься дома опять по этим же учебникам (кстати, не утверждённым министерством образования). При этом “убрать всякие скрипки, фортепианЫ, рисования, спортЫ, фигурные катания, горные лыжи и т. д.”. Это тоже цитата из Людмилы Аполлоновны…Дальше следуют какие-то невнятные фразы о “каше” в голове ребёнка из-за “дополнительного образования” и о вреде музыки, спорта и всех творческих направлений! Вывод-то какой: “Если ребёнок читает и соображает плохо, то все его успехи заканчиваются в 11-12 лет”. Т. е. до этого возраста бедный ребёнок должен тупо сидеть, “читать и соображать…”. Почему-то не рассматривается самый логичный вариант формирования личности – когда у ребёнка развивается эмоциональная сфера, координация обеих рук, общая и мелкая моторика, голосовой аппарат, способность внимательно следить за происходящим (что и дают творческие предметы), то он как раз легко обучается по всем “основным” предметам. “Не хватает культуры и ума?” – “Не получится ни спортсмен, ни художник, ни музыкант!”. И не надо, чтоб получались! Только единицы идут в эти профессии. Остальные в творческих предметах развивают себя как личности и улучшают весь свой организм в целом. Ум и культура не возьмутся только из сидения за книжками. А вот раскрепощение и скоординированность всего организма способны по-настоящему развить личность.
Дополнительное образование вводить с 5 класса? А именно оно дает прекрасное общее развитие и формирование в мозгу нейронных связей, а также связь полушарий и развитие речи и моторики. Отсюда – и возможность формирования и причинно-следственных связей при верном педагогическом подходе. Ведь если нет в организме физиологической почвы для восприятия чего бы то ни было, бесполезно любое обучение. Кроме того, поздно с 12 лет становиться спортсменами и музыкантами, если у кого-то есть эта потребность.
В течение интервью Л. А. Ясюкова пеняет всему образованию на отсутствие формирования понятийного мышления. Особенно этому мешают предметы “дополнительного” образования. Крайне поразительные выводы и спорные утверждения!
Итак, хочется сказать в заключении – формирование понятийного мышления происходит только при комплексном развитии всего организма – голосового аппарата, общей и мелкой моторики всего организма и кистей рук, эмоциональной сферы. Понятийное мышление является итогом мыслительного процесса и наблюдения за причинами и в то же время следующим процессом – логическим умозаключением о следствии уже без обращения к конкретике. Проще говоря, ребёнок понимает причинно-следственные связи. Ничто так хорошо не формирует эти связи, как занятия музыкой в широком понимании этого слова. Это великолепно развивается с помощью методики Д. Е. Огороднова и многих других занятий и методик. Не менее полезно параллельное формирование образного мышления. Это ассоциативное мышление, обращённое “назад”, т. е. возникает ассоциация с тем. что человек видел ранее. Также необходимо формировать логическое мышление – т. е. определить, какой можно сделать вывод из предпосылок и получить представление о предмете размышления. И главный вывод – любое формирование, воспитание и обучение хорошо в комплексе. Недаром ведь детям с “особенностями” развития предлагается заниматься всеми творческими предметами, и тогда они легче осваиваются в обучении и социуме. И любой ребёнок будет полноценнее, быстрее и естественнее развиваться и обучаться, используя оба полушария. Заметим, что правое полушарие отвечает за творчество, память и лёгкую обучаемость. Общеизвестно и очевидно, что настоящее формирование человека возможно только при взаимодействии обоих полушарий, что почему-то фактически отрицается в этом интервью.
Фотографии в данной статье показывают динамику развития детей. В детском хоре в Капелле та группа детей, которая в начале статьи была подготовительной. В Хоровую школу “Апрель” дети набираются без отбора.
Свежие комментарии