Выбрать страницу
5
(1)

На основе алгоритма, разыгрывания антонимов (художественного тактирования) и ладо-вокальных жестов Д. Е. Огороднова Викторией Огородновой придуман «сериал» импровизационных сказок о Королевской семье и Королевском замке.

Для занятий сольфеджио наиболее хороши ладо-вокальные жесты. Сказочные герои определяют устойчивые и неустойчивые ступени, способствуют усвоению понятий тяготения и разрешения. Сказка идёт в игровой интерактивной форме, каждый ребёнок может придумывать для этих героев различные истории и развитие сюжетов.

Королевскую семью окружают слуги, животные, природные явления, происходят разные события на вкус и волю преподавателя и детей. Предложенные сценарии усложняются, импровизируются и корректируются в зависимости от возраста детей.

Сценарий «Замок». Наглядное пособие для дошкольников

Дошкольники не ориентируются в римских цифрах, поэтому на начальном этапе можно использовать арабские, пропевая ступени цифрами.

  • Тоника, устойчивые ступени и гамма. Жил-был Король в Волшебном замке. Он обитал там на на 1-м этаже, на золотом троне, чтобы каждый гость замка сразу его увидел. Он был добрый и мудрый. Королева жила на 3-м этаже. Она была красивая и справедливая. Их дочка, Принцесса, жила на 5-м этаже.
  • Неустойчивые ступени. В Замке ещё жили слуги, на 2-м и 4-м этаже, Подружка Принцессы на 6-м этаже, Рыцарь-охранник внизу (на 7-м) и Петушок-Золотой гребешок, который жил на верхнем 7-м этаже тоже охранял всех жителей. Под цифрой 8 — Звёздное небо. Поём цифрами в произвольном порядке, заданном учителем ладовыми жестами).
  • Лад и тональность. В Замке может быть хорошая погода, солнце, лето… и хорошее настроение (звучит мажор); плохая погода, дождь, тучи… и грустное настроение (звучит минор).
  • Тяготение, разрешение, опевание. Слуги «кланяются» членам королевской семьи. Слуга Короля утром с поклоном приносит Королю мантию и кофе, Служанка Королевы утром с поклоном приносит Королеве платье и апельсиновый сок. Подружка Принцессы забегает к Принцессе и зовёт гулять. И все вместе идут на прогулку в лес и к озеру.

Наглядное пособие для школьников

Сценарий «Королевский котик»

В Волшебном Замке живёт сказочный Котик, который оберегает от Мышей запасы в королевском подвале . (Ставим к.-л. серию «Кота Леопольда»). Каждый ребёнок также придумывают цвет «своего» котика, его вид и размер, всё это описывают, развивая речь, изображают мурлыканье, «гладят» воображаемого котика, развивая моторику. Котик «бегает» по этажам Замка (педагог предлагает гаммообразное движение в рамках релятива), опускается в подвал, чтобы поймать Мышь. Теперь мы можем разыграть антонимы «Кот — Мышь» по методике Д. Е. Огороднова (художественное тактирование), а также придумать и другие пары антонимов для продолжения сказки. Тактирование даёт нам понятие о сильной и слабой долях, от двудольном и трёхдольном размерах, а впоследствии — о наполнении доли различными длительностями.

Сценарий «Имя короля» с использованием ладо-вокальных жестов

Нашего главного Короля зовут ДО. Выстраиваем шкалу из остальных нот от ДО. Надо предложить детям посчитать, как зовут остальных жителей Замка, ориентируясь на ладо-вокальные жесты и релятив. А теперь наш Король ДО едет в гости к Королю, которого зовут РЕ. Как зовут его Королеву? А теперь они переезжают к Королю МИ, как зовут его дочку? И т. д. Когда выучен порядок нот, дети быстро считают от любой ноты все остальные, закрепляют понятия тоника, лад и тональность.

Вопросы, которые вызывают у некоторых детей затруднения:

  • Короля зовут ДО, а погода в королевстве солнечная. Как называется его королевство? — До мажор
  • Короля зовут МИ, а погода в королевстве дождливая. Как называется его королевство? — ми минор
  • Тоника РЕ, а звучит мажор. Как называется тональность? — Ре мажор
  • Звучит минор, а тоника ФА. Как называется тональность? — фа минор
  • В до миноре какая тоника и какой лад?
  • Какой лад и какая тоника в Соль мажоре?

Постепенно у ребёнка укладывается понятие формирования тональностей как Тоники + Лад (Король + погода и название Королевства).

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.