Выбрать страницу

Сольфеджио. “Волшебный Замок” – релятив

5
(1)
Время прочтения: 7 минуты
  1. Главная
  2. /
  3. Сольфеджио и хор
  4. /
  5. Сольфеджио. “Волшебный Замок” – релятив

Релятив – владение ступенями лада, понимание их физической и эмоциональной роли в тональности, это относительная, а не абсолютная система сольмизации. На основе ладо-вокальных жестов Д. Е. Огороднова Викторией Огородновой придуман “сериал” импровизационных сказок о Королевской семье и Королевском замке.

На первоначальном этапе постижения музыкальной азбуки понятие “ступени” приравнивается к слову “этажи“.

Различные сказочные герои “живут” на устойчивых (I, III, V) и неустойчивых (VII, II, IV, VI) ступенях. Их “взаимоотношения” способствуют усвоению понятий тяготения и разрешения. Сказка идёт в игровой интерактивной форме, каждый ребёнок может придумывать для этих персонажей в различные истории и развитие сюжетов.

Короля, Королеву и Принцессу окружают слуги, животные, природные явления, происходят разные события на вкус и волю преподавателя и детей. Импровизированные сказки постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Тема “Волшебный замок”. Наглядное пособие для дошкольников

Дошкольники не ориентируются в римских цифрах, поэтому на начальном этапе лучше использовать арабские, пропевая ступени цифрами.

  • Тоника, устойчивые ступени. Король правит Волшебным замком. Он обитает там на на 1-м этаже, на золотом троне, чтобы каждый гость замка сразу мог его увидеть. Он добрый и мудрый. Королева живёт на 3-м этаже. Она была красивая и справедливая. Их дочка, Принцесса, размещается на 5-м этаже.
  • Неустойчивые ступени. В Замке также живут слуги, на 2-м и 4-м этаже, Подружка Принцессы на 6-м этаже, Рыцарь-Охранник внизу (на 7-м) и Петушок-Золотой гребешок на верхнем 7-м этаже, он тоже охраняет всех жителей. Под цифрой 8 – Звёздное небо. Ступени (этажи) исполняются цифрами в произвольном порядке, заданном учителем ладовыми жестами.
  • Лад и тональность. В Замке может быть хорошая погода, солнце, лето… и хорошее настроение (звучит мажор); плохая погода, дождь, тучи… и грустное настроение (звучит минор). Гамма – исполнение ступеней подряд вверх или вниз.
  • Тяготение, разрешение, опевание. Слуги “кланяются” членам королевской семьи. Слуга Короля утром с поклоном приносит Королю мантию и кофе, Служанка Королевы утром с поклоном приносит Королеве платье и апельсиновый сок. Подружка Принцессы забегает к Принцессе и зовёт гулять. И все вместе идут на прогулку в лес и к озеру.
  • Основные типы мелодического движения: гаммообразное, по трезвучию, опевание и скачок.

Персонажи Замка для сочинения сказок. 1 вариант

Дети знакомятся с персонажами Замка, которые проживают на закреплённых за ними этажах. Как мы помним, этажи Замка – это ступени лада. Постепенно в процессе обучения дети легко переориентируются от слова “этажи” к слову “ступени”.
Король, Королева, Принцесса – устойчивые ступени (этажи). остальные – неустойчивые. Сразу путём показа руками при переходе одной ступени в другую происходит знакомство с ощущением тяготения и разрешения неустойчивых в устойчивые, а также происходит знакомство с опеванием, т. е. с окружением королевской семьи её слугами.
Устойчивые ступени (Королевская семья) запоминаются интонационно для будущего внедрения тонического трезвучия.
Гаммообразное движение вверх и вниз по этажам замка в произвольном порядке позволяет “ходить” от одного персонажа к другому в произвольном порядке. Это имеет далеко идущие планы по осознанному интонированию мелодии, поиску ступеней и чтению с листа.



Изучение ступеней, в данном случае – этажей, где живут соответствующие персонажи, является задачей не столько технической, сколько художественной. С учениками обсуждается характер героев, их внешний вид, выражение лица и взаимодействие. Все движения выполняются плавно, изящно, выразительно, тренируя общую и мелкую моторику.

Персонажи Замка для сочинения сказок. 2 вариант

Король уходит на войну защищать замок от врагов. Обсуждается характер героев, их чувства, выражение лица, сочиняются возможные ситуации.

Персонажи Замка для сочинения сказок. 3 вариант

Король возвращается с победой. Все готовятся к балу. Обсуждается настроение, действия, выражения лица, движения и т. д.

Тема “Королевский котик”

В Волшебном Замке живёт сказочный Котик, который оберегает от Мышей запасы в королевском подвале . (Ставим к.-л. серию мультфильма “Про Кота Леопольда”). Каждый ребёнок также придумывают цвет “своего” котика, его вид и размер, всё это описывают, развивая речь, изображают мурлыканье, “гладят” воображаемого котика, развивая моторику. Дети изучают, показывают и поют ступени тетрахорда, который находится под Тоникой, в нижнем участке своего голосового диапазона. В нашей сказке это уже известный им Король (I), Рыцарь (VII), далее подвал Замка (VI) и Мышка (V).

Педагог предлагает различные сочетания ступеней в рамках релятива. На бессознательном уровне ученику закладываются основные типы мелодических движений – гаммообразное, опевание, по звукам аккорда, скачок, чтобы затем очень легко перейти в осознанное интонирование. Котик перемещается по этажам Замка между различными персонажами, опускается в подвал, чтобы поймать Мышь. Теперь мы можем разыграть антонимы “Кот – Мышь” по методике Д. Е. Огороднова (художественное тактирование), а также придумать и другие пары антонимов для продолжения сказки. Тактирование даёт нам понятие о сильной и слабой долях, о двудольном и трёхдольном размерах, а впоследствии – о наполнении доли различными длительностями. Виды тактирования разнообразны – вертикальное, горизонтальное, дирижёрское, сольфеджийное и т. д. Они будут рассмотрены в других статьях.

Тема “Имя короля” с использованием ладо-вокальных жестов

Нашего главного Короля зовут ДО. Выстраиваем шкалу из остальных нот от ДО. Надо предложить детям посчитать, как зовут остальных жителей Замка, ориентируясь на картинку замка с цифрами, ладо-вокальные жесты и релятив. А теперь наш Король ДО едет в гости к Королю, которого зовут РЕ. Как зовут его Королеву? А теперь они переезжают к Королю МИ, как зовут его дочку? И т. д. Когда выучен порядок нот, дети быстро считают от любой ноты все остальные, закрепляют понятия тоника, лад и тональность.

Вопросы, которые вызывают у некоторых детей затруднения:

  • Короля зовут ДО, а погода в королевстве солнечная. Как называется его королевство? – До мажор
  • Короля зовут МИ, а погода в королевстве дождливая. Как называется его королевство? – ми минор
  • Тоника РЕ, а звучит мажор. Как называется тональность? – Ре мажор
  • Звучит минор, а тоника ФА. Как называется тональность? – фа минор
  • В до миноре какая тоника и какой лад?
  • Какой лад и какая тоника в Соль мажоре?

Постепенно у ребёнка укладывается понятие формирования тональностей как Тоники + Лад (Король + настроение жителей Королевства).

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Поиск по сайту

Свежие записи

Опрос

Сколько Вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение о публикациях

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы ВКонтакте

Свежие комментарии

    реклама на сайте