Выбрать страницу
5
(1)

«Волшебный замок» сольфеджио — основа владения и управления музыкальным текстом.

В 10 предлагаемых модулях внедряются первые музыкальные понятия. Сколько уроков займут все модули зависит от начального уровня учащихся. Ноты, нотный стан, клавиатура, чёрные и белые клавиши, подсчёт нот, интервалы, пение по нотам и другие темы — это база для дальнейшего свободного владения и управления нотным текстом. Осознанное интонирование и чтение с листа особенно важно для участников хора. Почти все модули могут идти в произвольном порядке. На итоговые занятия остаются только последние два — пение по нотам и правила. Остальные темы свободно сочетаются друг с другом. На одном уроке рационально брать несколько модулей. Так дети не устанут, научатся быстро переключаться и лучше запомнят материал.

Тоника и лад

Подробно о самом первом знакомстве с Волшебным замком и сказочной Королевской семьёй вы узнаете в этой статье, а также познакомиться с начальным вариантом релятива Д. Е. Огороднова. В Королевскую семью можно играть год-два, всё время придумывая новые повороты сюжета.

На экран выводится эта картинка. Глядя на ней и соотнося с ладовыми жестами Огороднова, которые показывает педагог, дети запоминают интонирование ступеней в ладу.

Клавиатура

Ребёнку необходимо распечатать бумажную клавиатуру, и она всегда должна лежать у него на столе. С клавиатурой удобно работать с помощью двух карандашей или указок в двух руках, показывая белые и чёрные клавиши, называя названия клавиш, изучая тоны и полутоны, подсчитывая количество клавиш как вверх, так и вниз. Об этом методе подробнее будет ниже.

Длительности

Картинки выводятся на экран. Дети хорошо понимают и запоминают это материал, когда представляешь его в виде семьи.

Музыкальная семья

У нашей прабабушки было две дочки,

У бабушки нашей – тоже две дочки!

И мамочка двух дочерей родила…

Вот она наша большая семья!

Ритм и наполнение долей

Хотя целая нота обычно рассматривается как главенствующая, с дошкольниками лучше изучать сначала более мелкие понятия. Начинаем постигать нотный текст от доли, а не от такта. Картинки нужно распечатать и разрезать. Сильная доля показывается ладошкой о ладошку. Слабая доля колечком из большого и среднего пальцев, опускающимся на ладошку. Когда уложился двухдольный размер во всех вариантах предложенных длительностей, можно переходить к трёхдольному.

  • 2 — дольный: ладошка — колечко
  • 3 — дольный: ладошка — колечко — колечко
  • Под ударом понимается доля ( т. е. прикосновение ладошкой на сильной или колечком на слабой)

Разрезанные карточки лежат на столе. Лучше их сделать в нескольких экземплярах, т. к. ритмические фигуры могут повторяться.

Варианты заданий:

  • Педагог, тактируя, исполняет один двухдольный такт, например, четверть + четверть. Ребёнок кладёт нужные карточки на столе. Это первый ритмический диктант.
  • Задание усложняется. Например, четверть + восьмые, восьмые + четверть. Выложить на столе.
  • Следующее усложнение: педагог поёт два такта, выясняем с группой, что усложнилось. Выкладываем на парте. Карандаш кладём между карточками как тактовую черту.
  • Предложить детям самим спеть и про тактировать то, что лежит на столе. Каждый это делаем от своей ноты.
  • Поменять карточки местами. Спеть и протактировать новый вариант. Положить карточки выше или ниже относительно друг друга. Придумать названия нот (например, опираясь на образы Короля и Королевы, т. е. обозначить I и III ступени и спеть с тактированием).
  • Педагог поет какой-нибудь обновлённый вариант. Спрашивает у детей, что поменялось?
  • Постепенно увеличивается количество тактов, усложняется ритм, добавляется название нот. Однако это всё происходит пока просто на столе без нотного стана и написания, что очень выгодно для маленьких детей и прекрасно закладывает у них в голове понимание нотного текста.

Квадратики карточек полезно подкладывать под наглядные модели сильной и слабой долей, который надо распечатать и иметь на парте:


Нотный стан

Нотный стан отлично запоминается по ноткам на ладошке, которые изучаются как подряд, так и отдельно на пальцах и между пальцами. Соответственно на настоящем нотном стане сначала отдельно на линеечках и между линеечками, затем на всём стане подряд. После хорошего ориентирования на подписанном нотном стане можно перейти к неподписанному. Нотный стан и ладошки нужно распечатать для каждого ученика.

Диезы, бемоли, полутоны, тоны

  • Полутон – самое маленькое расстояние между клавишами, нотами, звуками.
  • Диез # — повышение звука на полутон.
  • Бемоль b – понижение звука на полутон.
  • Тон – это два полутона.

Показываем на своих бумажных клавиатурах с помощью двух указок. Одну фиксируем на заданной ноте, вторую двигаем по заданию влево или вправо, считая полутоны и тоны, диезы и бемоли. Осознаём, что одна и та же чёрная клавиша может называться по-разному. Практика показывает, что ребёнку сначала легче понять полутон и затем сложить тон. Считать большое расстояние также легче по полутонам, чтобы потом проще перейти к изучению интервалов и аккордов.

Подсчёт клавиш, полутонов и тонов

  • Точки — это белые клавиши, это предметы.
  • Отрезки — это полутоны, чёрные клавиши, это расстояния.
  • До – до – 1 и та же клавиша
  • До – ре – 2 клавиши
  • До – ми – 3 клавиши
  • До – фа – 4 клавиши
  • До – соль – 5 клавиш
  • До – ля – 6 клавиш
  • До – си  – 7 клавиш
  • До – до – 8 клавиш.
  • Полутон – это расстояние, отрезок.
  • Полутон – это 2 клавиши и 1 расстояние.

На клавиатуре таким образом считаем от любой белой клавиши направо и налево, т. е. вверх и вниз. Закладываем не только представление о транспонировании, но и о построении интервалов (и аккордов) вверх.

Считаем налево клавиши. Но не ступени! Закладываем представление о построении интервалов (и аккордов) вниз.

Следующий этап — считаем полутоны (расстояния) вверх и вниз. И только потом складываем полутоны в тоны.

Знакомство с интервалами

Детям предлагаются красивые карточки с ассоциативным рядом картинок, с помощью которых быстро запоминаются интервалы на слух. Карточки из брошюры необходимо разрезать. Они должны лежать на столе у каждого ребёнка.

В работе находятся сразу все 13 карточек — 13 интервалов. Со всеми изображёнными на них сказочными героями знакомимся на одном уроке. Нет необходимости пока запоминать сложные названия, достаточно запомнить соответствие образа и интонации, а затем и цифры. Педагог исполняет на фортепиано различные попевки и мелодически, и гармонически, показывает карточки, а затем спрашивает на слух. Дети выбирают карточки, поднимают и показывают педагогу. У каждого они лежат на парте в порядке возрастания интервалов. После проигрывания педагогом интервала следует пропеть его с детьми и вверх, и вниз на удобные гласные. Интервалы на карточках подписаны, поэтому они быстро запомнятся сами собой.

Ассоциативный ряд:

  • Прима — репетиция по одной клавише.
  • Секунда малая — исполнение полутона мелодически и гармонически.
  • Секунда большая — исполнение тона мелодически и гармонически.
  • Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
  • Терция малая — исполнение попевки «кукушка».
  • Кварта — начало песни «В траве сидел кузнечик».
  • Тритон — любой. Рассказать о сказочном существе.
  • Квинта — любая. Обратить внимание на «прозрачность» интервала.
  • Секста, сначала дать большую, — «В лесу родилась ёлочка».
  • Секста малая — песня про Ёлочку, но сыграть в миноре, «В лесу погибла ёлочка».
  • Септима малая — песня из мультфильма про Кота Леопольда: «Я весь день сижу на крутом бережку. надо мной плывут в небе облака». Последняя фраза строится по доминантсептаккорду, по краям которого малая септима.
  • Септима большая — сыграть начальную интонацию «Бабы-Яги» М. Мусоргского.
  • Октава — любая, «отражение звуков».

Поскольку все интервалы имеют отношение к природе или сказочным существам, то с детьми можно сочинить очередное путешествие Короля и Королевский семьи в лес или к водоёму с приключениями и интересными встречами.

Пение по нотам

Когда предыдущие модули достаточно освоены, можно переходить к складыванию пазла — начинать осваивать настоящий нотный текст. Закрепляем известное и знакомимся с дополнительными деталями:

  • Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты
  • Скрипичный ключ, ключ СОЛЬ, показывает, что на второй линеечке пишется эта нота.
  • Такты – одинаковые по длине части музыки
  • Размер – величина такта.
  • Доля – часть такта.
  • Верхняя цифра показывает, сколько долей в такте (2 или 3).
  • Нижняя – длину каждой доли, если 4 – то это четверть, если 8 – то это восьмая
  • Сильная доля – первая доля такта.
  • Слабые доли все остальные.
  • Тактирование – показ рукой сильной и слабой доли такта. Сильная доля – ладошкой, слабая – колечком.

Начинаем с двутакта и постепенно переходит в более сложные структуры.

С полным сборником «Тренировака сопоставления задач» вы можете ознакомиться ниже. Описание внутри сборника.

Теория, правила и памятки

Когда основная база заложена, можно перейти к самому нотному тексту и более сложным правилам.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.