Оглавление:
- 1 Пояснение
- 2 Урок-модуль “Лад и тоника”
- 3 Урок-модуль “Клавиатура”
- 4 Урок-модуль “Длительности”
- 5 Урок-модуль “Доли, ритм, такт”
- 6 Примеры для тактирования в 2-дольном размере
- 7 Варианты заданий при освоении простых ритмов и размеров
- 8 Примеры совмещения карточек в Двухдольном такте
- 9 Примеры совмещения карточек в трёхдольном такте
- 10 Урок-модуль “Нотный стан”
- 11 Урок-модуль “Подсчёт звуков по белым клавишам” (1-й принцип)
- 12 Урок-модуль “Полутон, диез, бемоль”
- 13 Урок-модуль “Подсчёт полутонов с белыми и чёрными клавишами” (2-й принцип)
- 14 Урок-модуль “Знакомство с интервалами”
- 15 Урок-модуль “Начальное пение по нотам”
- 16 Урок-модуль “Продвинутое пение по нотам”
- 17 Простые правила
- 18 Подписывайтесь на наши социальные сети:
Пояснение
“Волшебный замок” сольфеджио – основа владения и управления музыкальным текстом. Общеизвестно, что маленькие дети учатся, через игру. Поэтому целесообразно преподать предмет сольфеджио для них как сказку. Они попадают в Волшебный Замок. Семиэтажный Замок с добавленной цифрой 8 (Небо) – это лад, релятив (относительная система), а впоследствии – любая тональность. Это вертикальная музыкальная структура со ступенями (этажами замка) и сказочными жителями, королевской семьёй и её слугами: Король, Королева, Принцесса, слуги и служанки, Рыцарь, Подружка и Золотой Петушок. Каждый житель живет на своём определенном этаже Замка и закреплён за своей цифрой. Постепенно номер этажа переосмысливается в цифру ступени.
Знакомство с местоположением нот первоначально происходит не на бумаге, а на ладони. Мелкая моторика, необходимая для написания нот на бумаге, ещё мало развита. Ребёнок гораздо легче усваивает положение нот на пальчиках. Это тренировка тактильных ощущений и ассоциация “пять пальцев – пять линеечек”.
Ритм изучается не по принципу деления такта на доли (от общего к частному), а наоборот – от частного к общему. За единицу измерения берётся доля, четверть: один звук, четверть – одна доля. Затем восьмые – два звука – одна доля. И половинки – один звук – две доли.
Постепенно вводится бумажная клавиатура и бумажный нотный стан в двух вариантах – с подписанными названиями нот и без. По бумажной клавиатуре удобно работать двумя указками, подсчитывая белые клавиши направо и налево, что затем приведёт к лёгкому освоению интервалов. А на нотном стане с помощью двух указок изучаются тоны и полутоны, а также названия энгармонически равных нот. В далёкой перспективе малыши начинают понимать разницу между точками и отрезками, т. е. количественное и качественное состояние интервала.
Когда уложилось понятие о ритмической единице – доле, можно переходить к понятию такт и его размер. Обязательно прослушивание музыки разных жанров и её основ – песни, танца, марша. Мультфильмы, видеоролики, пальчиковые игры с песнями, танцы, хлопки и, заодно, подсчёт долей в прослушанных тактах готовят дальнейшее верное представление о музыкальных размерах.
Понятия об интервалах тоже приходит через картинки. Каждый интервал – это какое-нибудь живое существо или растение: Дятел, Ёжики, Кукушки, Кузнечик, Тритон, Медуза, Деревья, Ёлочки, Баба-Яга, Зеркало. Они запоминаются на слух через картинки как ассоциативный ряд.
Слово “транспонирование” малыши, конечно, не учат, но зато с помощью ручного релятива они “путешествуют” в соседние королевства, где под цифры от 1 до 8 подставляются другие ноты, но те же сказочные герои.
Всё это изучается в различных комбинациях в течение года. По готовности группы и в зависимости от возраста вводится нотный материал и песенки, где удобно соединяются все навыки, наработанные за время обучения.
В предлагаемых модулях внедряются первые музыкальные понятия. Сколько уроков займут все модули зависит от начального уровня учащихся. Ноты, нотный стан, клавиатура, чёрные и белые клавиши, подсчёт нот, интервалы, пение по нотам и другие темы – это база для дальнейшего свободного владения и управления нотным текстом. Осознанное интонирование и чтение с листа особенно важно для участников хора. Но для начала необходимо заложить понятия о музыкальной структуре такта, долях, метро-ритме и соединении с произнесением нужных нот на нужной доле. Параллельно даются навыки по выправлению интонации (о чём вы можете прочитать на нашем сайте в этой же рубрике “Сольфеджио и хор”, а также подробно ознакомившись с методикой Д. Е. Огороднова). Соединение звуковысотности и метроритма – это последняя, самая сложная стадия сольфеджио в младшем возрасте, порой она актуальна и при переходе в среднюю и даже старшую ступени музыкальных школ.
Практически все уроки-модули для младшего возраста могут идти в произвольном порядке (кроме тех, где предлагается исполнение настоящего нотного текста). На итоговые занятия остаются только последние два – пение по нотам и правила. Остальные темы свободно сочетаются друг с другом. На одном уроке рационально брать несколько модулей. Так дети не устанут, научатся быстро переключаться и лучше запомнят материал. Также в статье вы найдёте учебные пособия, которые помогут на практике применить уроки-модули.
Урок-модуль “Лад и тоника”
Подробно о самом первом знакомстве с Волшебным замком и сказочной Королевской семьёй вы узнаете в этой статье, а также сможете познакомиться с начальным вариантом релятива Д. Е. Огороднова. В Королевскую семью можно играть год-два, всё время придумывая новые повороты сюжета.
На экран выводится эта картинка. Глядя на неё и соотнося с ладовыми жестами Д. Е. Огороднова, которые показывает педагог, дети запоминают интонирование ступеней в ладу. Лад – дружба звуков, их красивая связь друг с другом. Мажор – светлое, радостное звучание. Минор – тёмное печальное звучание. Тоника – Король лада, 1-я ступень (1-й этаж замка). В ладу (в замке) семь ступеней (семь этажей). Восьмая повторяет первую.
Положение рук при показе ступеней в ладу (этажей Замка) от 1 до 8:
Урок-модуль “Клавиатура”
Ребёнку необходимо распечатать бумажную клавиатуру, и она всегда должна лежать у него на столе. Учим ноты по принципу До-Ре-Ми вокруг двух чёрных клавиш, Фа-Соль-Ля-Си вокруг трёх чёрных клавиш. А также произносим в обратном порядке.
Урок-модуль “Длительности”
Для начала можно малышам дать некоторое понятие о стандартном разделении нот в рамках четырёхдольного такте (но не называя это так сложно для дошкольников). Просто упоминая, что ноты могут быть разной длины, и у них есть своя иерархия “по старшинству”. Картинки выводятся на экран. Дети хорошо понимают и запоминают это материал, когда представляешь его в виде семьи.
Музыкальная семья
У нашей прабабушки было две дочки,
У бабушки нашей – тоже две дочки!
И мамочка двух дочерей родила…
Вот она наша большая семья!
Урок-модуль “Доли, ритм, такт”
Когда дети поняли, что звуки бывают длинными и короткими, можно переходить к конкретным задачам исполнения. Но не от общего к частному (от 4-х долей), а от частного к целому (от одной доли и её возможного наполнения). Доля – самая маленькая частица в музыке (один “удар”). Доли бывают сильными и слабыми (первая – сильная, остальные – слабые). Ритм – наполнение долей разным количеством звуков. Такт – часть музыки с одной сильной (1-й) и несколькими слабыми долями.
Хотя целая нота обычно рассматривается как главенствующая, с дошкольниками лучше изучать сначала более мелкие понятия. Начинаем постигать нотный текст от доли, а не от такта. Картинки нужно распечатать и разрезать на 4 части. Сильная доля показывается ладошкой о ладошку. Слабая доля колечком из большого и среднего пальцев, опускающимся на ладошку. Когда уложился двухдольный размер во всех вариантах предложенных длительностей, можно переходить к трёхдольному.
- 2 – дольный: ладошка – колечко
- 3 – дольный: ладошка – колечко – колечко
- Под ударом понимается доля ( т. е. прикосновение ладошкой на сильной или колечком на слабой)
Разрезанные карточки лежат на столе. Лучше их сделать в нескольких экземплярах, т. к. ритмические фигуры могут повторяться.
Примеры для тактирования в 2-дольном размере
Варианты заданий при освоении простых ритмов и размеров
- Педагог, тактируя, исполняет один двухдольный такт, например, четверть + четверть. Ребёнок кладёт нужные карточки на столе. Это первый ритмический диктант.
- Задание усложняется. Например, четверть + восьмые, восьмые + четверть. Выложить карточками на столе.
- Следующее усложнение: педагог поёт два такта, выясняем с группой, что усложнилось. Выкладываем на парте. Карандаш кладём между карточками как тактовую черту.
- Предложить детям самим спеть и про тактировать то, что лежит на столе. Каждый исполняет ритмы от своей ноты.
- Поменять карточки местами. Спеть и протактировать новый вариант. Положить карточки выше или ниже относительно друг друга. Придумать названия нот (например, опираясь на образы Короля и Королевы, т. е. обозначить I и III ступени и спеть с тактированием).
- Педагог поет какой-нибудь обновлённый вариант. Спрашивает у детей, что поменялось?
- Постепенно увеличивается количество тактов, усложняется ритм, добавляется название нот. Однако это всё происходит пока просто на столе без нотного стана и написания, что очень выгодно для маленьких детей и прекрасно закладывает у них в голове понимание нотного текста.
Квадратики карточек полезно совмещать с наглядными моделями двудольного и трёхдольного тактов, которые надо распечатать и иметь на парте:
Примеры совмещения карточек в Двухдольном такте
Варианты карточек-ритмов лежат на парте и совмещаются с карточками-долями для понимания ребёнком, что к какой доле относится. Сильная доля – вертикальной тактирование ладошкой об ладошку, слабая доля – вертикальное тактирование колечком (большой и средний палец) об ладошку. Первоначально исполняется простым произнесение любых, заданных учителем, нот. Т. е. тренируется координация зрительной, речевой и двигательной функций и понимание простейшей метро-ритмической структуры. Когда интонация вычищается и закрепляется, речевая функция соединяется с вокальной.
Примеры совмещения карточек в трёхдольном такте
Урок-модуль “Нотный стан”
Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты (нотоносец). Ноты отлично запоминаются по положению на ладошке. Они изучаются как подряд, так и вразбивку на пальцах и между пальцами. Соответственно на настоящем нотном стане сначала отдельно на линеечках и между линеечками, затем на всём стане подряд (как показано ниже). После хорошего ориентирования на подписанном нотном стане можно перейти к неподписанному. Нотный стан и ладошки нужно распечатать для каждого ученика.
Урок-модуль “Подсчёт звуков по белым клавишам” (1-й принцип)
С клавиатурой удобно работать с помощью двух карандашей или указок в двух руках, показывая белые клавиши. Одна из указок останавливается на цифре 1, а другой указкой ведётся подсчёт. Это приковывает внимание ученика. Т. о. они не сбиваются.
Итак, принцип:
Считаем точки, т. е. белые клавиши. В счёт включаем первую и последнюю. Считаем их как предметы.
- До – до – 1 и та же клавиша
- До – ре – 2 клавиши
- До – ми – 3 клавиши
- До – фа – 4 клавиши
- До – соль – 5 клавиш
- До – ля – 6 клавиш
- До – си – 7 клавиш
- До – до – 8 клавиш.
Считаем от других белых клавиш. Каждый раз Король имеет новое имя (переезжаем в новое “королевство”). Наверх (направо) считаем с помощью релятива. Закладываем понятие о транспонировании.
А затем и вниз по принципу “считаем 1-ю (2-ю, 3-ю и т. д.) клавишу налево, начиная с До:
Затем, начиная с Ре, Ми и т. д.:
Считаем налево клавиши. Но не ступени! Закладываем представление о подсчёте и интервалов (и аккордов) вниз.
Урок-модуль “Полутон, диез, бемоль”
- Полутон – самое маленькое расстояние между клавишами, нотами, звуками.
- Диез # – повышение звука на полутон.
- Бемоль b – понижение звука на полутон.
Показываем на своих бумажных клавиатурах с помощью двух указок. Одну фиксируем на заданной ноте, вторую двигаем по заданию влево или вправо, считая полутоны и тоны, диезы и бемоли. Осознаём, что одна и та же чёрная клавиша может называться по-разному. Практика показывает, что ребёнку сначала легче понять полутон и затем сложить тон. Считать большое расстояние также легче по полутонам, чтобы потом проще перейти к изучению подсчёта интервалов и аккордов.
Урок-модуль “Подсчёт полутонов с белыми и чёрными клавишами” (2-й принцип)
Полутон – самое маленькое расстояние между звуками. .
Продолжается работа с двумя указками. Одна указка стоит на исходной клавише, вторая считает полутоны, т. е. отрезки, расстояния (а не точки!).
Итак, принцип:
- Полутон = отрезок = расстояние.
- Считаем полутоны, т. е. отрезки между белыми и чёрными клавишами, не считая первой. Считаем их как расстояния.
- Сразу запоминаем, что между белыми клавишами Ми и Фа, а также Си и До всегда полутоны. Между ними нет места чёрным клавишам, значит там самое маленькое расстояние.
- Полутон – это 2 клавиши и 1 расстояние.
На клавиатуре таким образом считаем от любой белой или чёрной клавиши направо и налево, т. е. вверх и вниз. Закладываем не только представление о подсчёте интервалов (и аккордов) вверх и вниз (направо и налево):
И только потом складываем полутоны в тоны. Тон – это 2 полутона.
Урок-модуль “Знакомство с интервалами”
Интервал – это два звука сразу. Детям предлагаются красивые карточки с ассоциативным рядом картинок, с помощью которых быстро запоминаются интервалы на слух. Карточки из брошюры необходимо разрезать. Они должны лежать на столе у каждого ребёнка.
В работе находятся сразу все 13 карточек – “Весёлые интервалы“. Со всеми изображёнными на них сказочными героями знакомимся на одном уроке. Нет необходимости пока запоминать сложные названия, достаточно запомнить соответствие образа и интонации, а затем и цифры. Педагог исполняет на фортепиано различные попевки и мелодически, и гармонически, показывает карточки, а затем спрашивает на слух. Дети выбирают карточки, поднимают и показывают педагогу. У каждого они лежат на парте в порядке возрастания интервалов. После проигрывания педагогом интервала следует пропеть его с детьми и вверх, и вниз на удобные гласные. Интервалы на карточках подписаны, поэтому они быстро запомнятся сами собой.
Ассоциативный ряд:
- Прима – репетиция по одной клавише.
- Секунда малая – исполнение полутона мелодически и гармонически. Начало песни “Пусть бегут неуклюже”
- Секунда большая – исполнение тона мелодически и гармонически. Начало песни “Ложкой снег мешая”
- Терция малая – исполнение минорной попевки “кукушка”. Начало песни “В доме 8/16”
- Терция большая – исполнение мажорной попевки “кукушка”. начало песни “Как у наших у ворот”
- Кварта – начало песни “В траве сидел кузнечик”, “Я весь день сижу на крутом бережку”
- Тритон – любой. Рассказать о сказочном существе. Второй такт песни “Цепи якорей гремят в порту”
- Квинта – любая. Обратить внимание на “прозрачность” интервала. Начало песни “По малину в сад пойдём”
- Секста, сначала дать большую, – “В лесу родилась ёлочка”.
- Секста малая – песня про Ёлочку, но сыграть в миноре, “В лесу погибла ёлочка”.
- Септима малая – песня из мультфильма про Кота Леопольда: “Я весь день сижу на крутом бережку. надо мной плывут в небе облака”. Последняя фраза строится по доминантсептаккорду, по краям которого малая септима.
- Септима большая – сыграть начальную интонацию “Бабы-Яги” М. Мусоргского.
- Октава – любая, “отражение звуков”.
Поскольку все интервалы имеют отношение к природе или сказочным существам, то с детьми можно сочинить очередное путешествие Короля и Королевский семьи в лес или к водоёму с приключениями и интересными встречами.
Урок-модуль “Начальное пение по нотам”
Когда предыдущие модули достаточно освоены, можно переходить к складыванию “пазла” – начинать осваивать настоящий нотный текст. Закрепляем известное и знакомимся с дополнительными деталями:
- Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты
- Скрипичный ключ, ключ СОЛЬ, показывает, что на второй линеечке пишется эта нота.
- Такты – одинаковые по длине части музыки
- Размер – величина такта.
- Доля – часть такта.
- Верхняя цифра показывает, сколько долей в такте (2 или 3).
- Нижняя – длину каждой доли, если 4 – то это четверть, если 8 – то это восьмая
- Сильная доля – первая доля такта.
- Слабые доли все остальные.
- Тактирование – показ рукой сильной и слабой доли такта. Сильная доля – ладошкой, слабая – колечком.
Начинаем с двутакта и постепенно переходит к более сложным структурам.
С полным сборником “Тренировака сопоставления задач” вы можете ознакомиться ниже. Описание внутри сборника.
Урок-модуль “Продвинутое пение по нотам”
Когда основная база заложена, можно перейти к исполнению настоящего нотного текста.
“Тренировка сопоставления задач. Музыкальные экзерсисы для дошкольников”
Простые правила
Предлагаются удобные, простые детские правила для усвоения и закрепления всех модулей:
“Основные понятия по предмету “Сольфеджио”
Свежие комментарии