Выбрать страницу

Тренировка или развитие

1
(1)
Время прочтения: 3 минуты

ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников. Перед педагогами-психологами образования возникают новые задачи:

– вместе с учителем разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому Стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам – оценивать придется формирование надпредметных и личностных компетенций;

– оценить уровень формирования этих компетенций также в совместном сотрудничестве с учителем;

– вместе с учителем он должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге – уровень их социализации;

– совместно с педагогом и другими взрослыми именно педагог- психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Новые образовательные стандарты существенно меняют «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника должен превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас будут переходить к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые обязанности:

– отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;

– отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. В том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании;

– владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса).

Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания. Поэтому деятельность педагога-психолога становится ключевым элементом всего образовательного процесса.

Психологическое сопровождение педагога, который будет способен реализовывать принципиально новые профессиональные задачи

Целью психологического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Психологическая компетентность учителя начальных классов, которому придется участвовать в реализации основной образовательной программы для начальной школы:

– понимать психологическую терминологию и понятия, используемые в тексте Стандарта и программы развития учебных действий, что предполагает существенное знакомство не только с общей, возрастной и педагогической психологией, но и детальным пониманием сути теорий и концепций в этих научных дисциплинах.

– профессиональные задачи, стоящие перед учителем начальных классов, отнюдь не сводятся к знанию общих закономерностей формирования и развития учащегося в ходе учебной деятельности, формальному пониманию того, что обучение ведет за собой развитие. Проблема заключается в том, что учитель начальной школы все это должен уметь делать практически, так как главным «конструктором» развития метапредметных и личностных компетенций является именно он. И не понимая по существу связь умственного и личностного развития с обучением, решить эту задачу практически невозможно.

– иметь опыт передачи деятельностного содержания и технологии –  умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. (анализ опыта обучения учителей в начальной школе, реализованного на схожих теоретических основаниях – в системе развивающего обучения (РО).

Другими словами – педагог должен знать и глубоко понимать детскую психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения должен научиться выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно-распределенной формой организации учебной работы.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Поиск по сайту

Свежие записи

Опрос

Сколько Вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение о публикациях

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы ВКонтакте

Свежие комментарии

    реклама на сайте