Site icon Творческое объединение АПРЕЛЬ

Сольфеджио. Методические пособия для младшего возраста. Мастер-класс

Время прочтения: 2 минуты

Азбука музыкальной теории

Методическое пособие предназначено для детей от 4-х лет и родителей, которые готовы им помогать в процессе обучения. В этом пособии на самом понятном детском уровне даются правила и первоначальные музыкальные понятия.
Когда ребёнок играет на уроках сольфеджио, находится в сказке про Волшебный замок и Королевскую семью, он незаметно знакомится со взрослыми профессиональными терминами и понятиями, которые можно дома закреплять. Поскольку эффективнее дети учатся, сравнивая различные понятия, а не воспринимая их как штамп, ниже даны удобные таблички, которые можно повторять и проговаривать с родителями. Они отлично расширяют кругозор и развивают мышление ребёнка. Таким образом гораздо лучше усваиваются различные понятия и материал в целом. 

Также здесь опубликованы основные правила – азы, а также уже более сложные их вариант, готовящий к переходу с подготовительного отделения в музыкальную школу:

Освоение нотного текста

Учебное пособие для начинающих по освоению нотного текста и чтению с листа предполагает следующие действия:

  1. Осваиваем понятие доля=четверть и тактируем сильную и слабую доли ладошкой и колечком.
  2. Усложняем: доля=две восьмые и две доли=половинка. Тактируем: сильная доля – ладонь, слабая доля  – колечко (большой и средний пальцы).
  3. Упражнения разбиты попарно; то, что в одном упражнении приходится на сильную долю, в другом приходится на слабую. Тренируем сопоставление задач и их переосмысление. Развиваем координацию.
  4. На начальном этапе осуществляем только два действия: тактируем и поём.
  5. Когда координация улучшилась, переходим к исполнению трёх задач сразу: поём, игрем правой рукой, тактируем левой рукой по коленке.
  6. Чуть позже можно меняем функции рук, продолжая петь, что ещё более улучшит координацию, добавит новые нейронные связи и улучшит мыслительные возможности.
  7. После свободного исполнения данными нотами, начинаем транспонировать, не обращая внимания на необходимость подставления диезов и бемолей. Только называем новые ноты, считаем от тоники.
  8. Сочиняем с детьми легкие стишки и подписываем их под упражнениями. Поём эти песенки со словами и тактируем.

Знакомство с интервалами

Юным музыкантам предлагаются красивые карточки с ассоциативным рядом картинок, с помощью которых быстро запоминаются интервалы на слух. Карточки необходимо вырезать. Они должны лежать на столе у каждого ребёнка в порядке возрастания интервалов.

         В работе находятся сразу все 13 карточек. Со всеми изображёнными на них сказочными героями знакомимся на одном уроке. Нет необходимости пока запоминать сложные названия, достаточно запомнить соответствие образа, интонации, а затем и цифры. Педагог исполняет на фортепиано различные попевки (и мелодически, и гармонически), показывает карточки, а затем спрашивает на слух.
Родители должны дома разрезать карточки и поместить в папку. Дети на уроке поднимают карточки, кто какого героя услышал в проигранной музыкальной интонации. Педагог сразу видит и правильные ответы, и ошибки. После проигрывания педагогом интервала следует пропеть его с детьми и вверх, и вниз на удобные гласные. Интервалы на карточках подписаны, поэтому они быстро запоминаются сами собой.

Ассоциативный ряд при игре педагогом на фортепиано:

Мастер-класс В. В. Огородновой


Виктория Огороднова, сольфеджио и мозговая деятельность

Благодарности и дипломы 2022

Exit mobile version