Site icon Творческое объединение АПРЕЛЬ

Развитие алгоритмического мышления у детей

Время прочтения: 6 минуты

Введение

Слово «алгоритм» исторически происходит от имени древнего персидского математика аль-Хорезми, которое впоследствии было латинизировано как Algoritmi.  Алгоритм – последовательность инструкций, точное выполнение которых приводит к планируемому результату. Линейные алгоритмы — это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Алгоритмизация опирается на причинно-следственные связи. Причинно-следственные связи – это влияние каждого события (причины) на последующий результат, где причина частично ответственна за результат (следствие), а результат, в свою очередь, частично зависит от причины.

Успешное развитие человека, как правило, опирается на грамотную алгоритмизацию своего поведения и обучения, а также на внедрение причинно-следственных связей, особенно с раннего детства. В разговоре о развитии человека слово «алгоритмизация» целесообразно заменить на понятие «приобретённые навыки» или «правильные привычки». Т. е. то, что человек выполняет легко, автоматически, не задумываясь. Чем раньше в детском возрасте начинается формирование правильных, полезных навыков, тем успешнее дальше будет происходить развитие, воспитание и обучение ребёнка, подростка и взрослого человека. Чтобы в школьном возрасте ребёнок испытывал минимальное количество стрессов и максимально приближался к успеху, в раннем дошкольном возрасте необходимо научить его правильно строить последовательность задач и обучать их решению.

К раннему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже достаточный опыт двигательной, зрительной и слуховой активности, определённый круг общения. Этот опыт формирует базовые паттерны поведения, которые помогают решать поведенческие задачи в незнакомых ситуациях. Ребёнок должен учиться не только реагировать, но и программировать ситуацию, понимать к чему приведут те или иные его действия. Именно это учит его думать. Поэтому и следует заниматься наукой – алгоритмикой.

Алгоритмика  развивает алгоритмическое мышление. Это учит создавать свои алгоритмы и понимать чужие. Поэтому в нашем обучении мы считаем важным использовать и понимать алгоритмы в музыкальном и общем развитии ребёнка.

Алгоритмическое мышление

Алгоритмическое мышление можно понимать, как систему мыслительных приёмов направленных на решение задач. Тут скрыты две стороны понимания. Первая – определить чужой алгоритм. Вторая – построить свой. Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понть, как оно устроено. Только потом можно встраивать свой алгоритм. Трудно представить задачу, решая которую, не нужно ни с чем взаимодействовать.

Такой тип мышления помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире.

Дети постоянно взаимодействую друг с другом, со взрослыми, участвуют в совместной музыкально-игровой деятельности, творческом процессе, приобретая всё новые и новые навыки. Обучаются грамотной речи, раскрывают тембр голоса, а отсюда – смелость, уверенность и коммуникабельность в поведении. Музыкальная алгоритмика по методике Д. Е. Огороднова  – отличный способ подготовить ребёнка к школе и успешно сопровождать его до взрослого возраста, ставя всё новые задачи и обучая навыкам их самостоятельного решения.

Задачи алгоритмики

1. Прививать навыки планирования деятельности и использование алгоритма как инструмента деятельности, в т. ч. творческой, музыкальной.
2. Формировать и развивать логическое, алгоритмическое мышление и пространственное воображение.
3. Развивать диалогическую речь детей в рамках музыкально-хоровых занятий: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них. Исполнять музыкальные композиции в роли исполнителя и в роли “водящего”. То есть уметь руководить и уметь подчиняться, что является важнейшим фактором для формирования навыков коммуникации;
4. Развивать фонематическое восприятие в вокально-речевых играх и упражнениях. В вокальном замедлении и “растягивании” звуков и слогов это достигается легче и понятнее, нежели в простой речи;
5. Расширять и активизировать словарь за счёт наглядных пособий, знакомства с новыми понятиями и словами в песнях, стихах, сказках и картинках;
6. Развивать связную, грамматически правильно оформленную речь на базе вокально-речевых игр и упражнений;
7. Воспитывать у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам, что великолепно тренируется в музыкально-хоровом коллективе;
8. Устранять дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух, используя вокальную логопедию, занятия с внешней и внутренней артикуляцией.
9. Развивать общую и мелкую моторику, тренировать согласование практически всех функций организма – зрительную. слуховую, двигательную, голосовую, дыхательную, тактильную.

Актуальность

Актуальность проблемы обусловлена тем, что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Алгоритмика прочно связана со всеми видами человеческой деятельности. И творчество тут не является исключением. Ведь без определенного алгоритма невозможно приступить к реализации любого замысла. Алгоритм в дошкольном возрасте даёт ту основу, которая в последующей школьной и взрослой деятельности приведёт к возможности решения поставленных задач в любом сфере.

Развитие речи. Обратная связь. Беседа

Алгоритмы помогают  ребёнку  объяснить  сложные  явления  в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать информацию – преобразовать её из абстрактных символов в объясняемые образы); развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мнемотехника – это методы и приёмы, обеспечивающие хорошее запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи. Использование наглядных пособий, речевых и моторных навыков облегчает создание связной речи дошкольников. Картинки, видео и аудио наиболее продуктивны для помощи в формировании речи. Беседа активизирует диалогическую речь и имеет важное значение для последующего успешного обучения детей в школе. Но часто беседы протекают при недостаточной активности детей и являются монологом учителя без обратной связи. Современные методики преподавания имеют большой арсенал алгоритмов для описания и анализа объектов и явлений в различных видах детской деятельности. На этом фоне выделяется Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая предполагает:

Этот инструментарий (алгоритмы) может быть использован для познавательного развития и поддержания коммуникативной активности детей в процессе организации их деятельности.

Возможные темы для беседы-диалога:

АЛГОРИТМЫ знаний об окружающем мире и БЫТОВЫХ НАВЫКОВ

Времена года:

Приготовление еды:

Одежда:

Бытовые беседы с помощью разных типов алгоритма:

  • Линейный (следование)
  • Ветвление
  • Ветвление
  • Циклический (повторение)

Сказки, стихи, пословицы:

Не секрет, что всё большее количество детей имеет общее недоразвитие речи (ОНР). Занятия по алгоритмам, составление рассказа-описания, обсуждение возможностей развития сюжетов развивает речь и мышление. Задачи алгоритмического мышления учат ребёнка составлять рассказ по картине или описывать предмет, развивают воображение и память, знакомят с окружающим миром, упорядочивают детское мышление. Положительное воздействие сказывается на умении планировать свои действия.

Беседы-диалоги на общие темы с использованием выше опубликованных алгоритмов могут перекликаться с конкретными музыкальными вокальными играми и методическими пособиями-алгоритмами, сделанными на основе методики Д. Е. Огороднова.



Exit mobile version